ISSN 1997-9657
       

Габдулхаков В.Ф. О роли музыкально-ритмических упражнений в развитии когнитивных функций ребенка в условиях цифрового образования

№3 2020 Габдулхаков В.Ф. О роли музыкально-ритмических упражнений в развитии когнитивных функций ребенка в условиях цифрового образования
Аннотация

В статье проведен экспресс-анализ цифровых ресурсов для дошкольного образования. Определены проблемы и перспективы их использования в практической деятельности воспитателей детских садов. Установлено, что цифровой контент для дошкольного образования имеет большое количество недостатков: наличие ошибок орфографического, лексического, синтаксического, структурно-смыслового характера, отсутствие методических указаний при подаче дидактических материалов, большое количество бессмысленных фраз непонятного происхождения и др. Использование такого контента отрицательно влияет на развитие когнитивных функций ребенка: понимания, осмысления, запоминания, воспроизведения. Это отражается на связной речи детей. При диагностике связной речи как показателя развития когнитивных функций детей мы учитывали количество правильно отраженных ими: 1) микротем (подтем – о чем или о ком они говорят); 2) основных ядер информации (главных мыслей смысловых сегментов речи или абзацных предложений); 3) средств МФС – средств межфразовой связи (лексических повторов – существительных, местоименных и синонимических замен, единства видовременных форм глаголов-сказуемых, особой роли обстоятельственных слов и др.). Именно эти показатели отрицательно характеризуют дидактический материал, содержащийся в цифровых ресурсах. Педагогический эксперимент, проведенный нами в детских садах Татарстана в 2017–2019 гг., предполагал две стратегии. Согласно первой стратегии, работа с текстом проходила в форме сказкотерапии и включала чтение сказки в условиях музыкального и видеосопровождения. Вторая стратегия работы над сказкой включала (кроме чтения, музыкального и видеосопровождения) физические музыкально-ритмические упражнения. Эти упражнения выполнялись во время паузы после завершения чтения каждого микротекста сказки по специальным рисункам. Эффективность работы с текстом по итогам реализации этих стратегий существенно возрастала: росло количество детей, способных передать в пересказе микротемы, главные мысли смысловых сегментов или абзацных предложений, средства МФС.

Фрагмент статьи

Введение

Развитие когнитивных функций детей дошкольного возраста в последние годы вызывает особый интерес исследователей (Стародубцева, 2004; Семенович, 2005; Медведева, 2020; Веракса, 2019). От степени развития этих функций зависит успешность обучения ребенка и в начальной, и в средней школе (Valerian, 2014, 2016, 2017).

Одним из важных показателей развития когнитивных функций является связная речь ребенка. Способность ребенка связно выражать мысли, связно пересказывать текст свидетельствует о его способности мыслить (анализировать, синтезировать, аргументировать, доказывать, делать выводы), понимать текст книги, цифрового контента или речь собеседника, воспроизводить то или иное высказывание, самостоятельно осуществлять познавательную деятельность.

Для развития когнитивных функций в детских садах активно используются как печатные иллюстрированные издания, так и дидактические материалы цифровых ресурсов.

Однако эффективность этой работы нельзя назвать очень высокой. Ребенок может с энтузиазмом рассматривать и обсуждать иллюстрированные издания как в печатном, так и в цифровом исполнении, однако уровень развития связной речи и когнитивной деятельности у него остается не очень высоким.

Проблемой исследования является определение дидактических и методических средств, положительно влияющих на развитие связной речи и когнитивной деятельности ребенка в условиях цифрового образования.

Цель исследования – проанализировать современные условия коммуникативного
и когнитивного развития ребенка на стадии конкретных операций по критериям связной речи.

Методы исследования – методы психолингвистического анализа текста, методы математической и статистической обработки эмпирических данных.

Экспериментальная база: дошкольные учреждения г. Казани – детские сады №№25, 37, 88, 404, дошкольные учреждения Республики Татарстан.

Методология исследования

Исследование строится на психолингвистическом понимании связной речи как текстового образования, отражающего особенности проявления когнитивных функций ребенка на стадии конкретных операций (Гиндин, 1978; Бахтин, 1986; Жинкин, 1998; Лотман, 1998; Beaygrande, Dressler, 1981).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. – С. 56–78.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
3. Гиндин С.И. О понятии текста / Гиндин С.И., Леонтьева Н.Н. / Проблемы анализа и синтеза целого текста в системах машинного перевода, информационных и диалоговых системах. – М., 1978. – С. 34–45.
4. Детский сад Sun School Хусаина Мавлютова. URL: https://sunschool.ru/kazan/kazan-ul-husaina-mavlyutova-zhk-tri-bogatyrya/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=40806711&utm_content=7026297855&utm_term=%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80 (Дата обращения 12.03.2020).
5. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. – М., 1998.
6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – СПб., 1998. – С. 23-36.
7. Любина Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошк. учреждений. – Минск: Научно-методич. центр учебных книг и средств обучения, 2002. – 224 с.
8. Медведева С.А. Развитие когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста. URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23358/1/prfks_2018_142.pdf (Дата обращения 12.03.2020).
9. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.
10. Сказки. URL: https://narodstory.net/skazki-perro.php?id=4 (Дата обращения 12.03.2020).
11. Старжинская Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с.
12. Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5–7 лет в процессе физического воспитания: дисс. канд. пед. наук. – Тюмень, 2004. – 141 c.
13. Центр Красноречия Марии Гайн. URL: https://www.krasnorechie.net/?yclid=1636738304666273000 (Дата обращения 12.03.2020).
14. Центры раннего развития детей до 3-х лет в Казани. URL: https://kazan.blizko.ru/naiti/dety/razvitie_obuchenie/centr_rannego_razvitiiy (Дата обращения 12.03.2020).
15. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
16. Чайковский П.И. Вальс из балета «Спящая красавица»: ноты для фортепиано. URL: https://notado.ru/notyi-dlya-fortepiano/vals-iz-baleta-spyashhaya-krasavitsa-notyi-dlya-fortepiano.html (Дата обращения 12.03.2020).
17. Beaygrande P., Dressler W. Introduction to text linguistics. L., 1981. Pp. 34-46.
18. Gabdulchakov V.F. (2014). Com­municative Core of Interaction and its Influence on Education Results. Procedia – Social and Behavioral Sciences. Third Annual International Conference «Early Childhood Care and Education». Volume 146, 25 August 2014, Pages 381–384. http://authors.elsevier.com/sd/article/S1877042814047880
19. Gabdulchakov V.F. (2016) A Didactic Game Technology. Journal: Procedia – Social and Behavioral Sciences 233. Pp. 170-174. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.10.187 http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.187; http://www.sciencedirect.com/science/journal/18770428/233/supp/C
20. Gabdulchakov V.F. (2017). Children’s Second Language Speech Development in the Context of Family Education. Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 7, Issue 3.
Pp. 612-618.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

когнитивный, связная речь, цифровые ресурсы, музыкально-ритмический, упражнения, текст, микротекст, абзац, межфразовая связь