ISSN 1997-9657
       

Габдулхаков В.Ф. Об антропологии когнитивного и физического развития детей в усло­виях двуязычия

№1 2020 Габдулхаков В.Ф. Об антропологии когнитивного и физического развития детей  в усло­виях двуязычия
Аннотация

В статье сделана попытка проанализировать антропологию когнитивного и физического развития детей в условиях двуязычия. Дети-билингвы, говорящие на родном (татарском) и русском языках, обучались связной русской речи через комплекс физических упражнений. Диагностическое исследование, проведенное нами среди детей старшего дошкольного возраста в Татарстане (обследованы 237 детей в течение трех месяцев 2019 г.) на основе критериев связности: межфразовой связи (МФС); смысловой структуры текста (ССТ); структуры сложного синтаксического целого (ССЦ) – показало, что у 67% детей старшего дошкольного возраста нет признаков связности в высказываниях, сделанных в процессе пересказа сказки или составления рассказа на заданную тему. В формирующем эксперименте был использован комплекс упражнений, интегрирующих физическую и речевую деятельность по критериям связности. Исследование показало, что работа на втором (русском) языке создавала русскую языковую среду и в определенной степени подавляла интерферентное влияние родного языка. Активизация когнитивных функций ребенка на втором языке, по нашим наблюдениям, приводила к торможению этих функций на родном языке. Однако в целом педагогический эксперимент показал эффективность интегрированной работы: когнитивные функции, связанные с познавательными процессами (памятью, мышлением, вниманием, воображением, восприятием), на втором для детей-билингвов языке существенно улучшились. Сделан вывод о том, что такая работа должна проходить в несколько этапов: диагностический, подготовительный, практический, коррекционный.

Фрагмент статьи

Введение

Антропология (внутренняя сущность) когнитивного и физического развития детей наиболее ярко проявляется в игре (Выготский, 1984): игра – ведущий тип деятельности ребенка, она захватывает его, максимально активизирует его когнитивные и физические возможности. Однако до сих пор мало кто обращает внимание на роль в этих процессах коммуникативной деятельности, особенно способности ребенка выражаться связно.

Конечно, игра активизирует речь (особенно диалогическую), однако при этом бросается в глаза, что эта речь при всей своей эмоциональности (экспрессивной модальности) редко бывает связной. Речь ребенка часто страдает непоследовательностью, алогичностью и, конечно, несоответствием нормам звуковой (орфоэпической), лексической, грамматической, синтаксической и другой культуры.

Современные специалисты говорят о необходимости поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи (Веракса, 2019). Развитие связной речи (речи, организованной как текст) детей старшего дошкольного возраста может оказаться эффективным инструментом такой поддержки.

Связная речь – это важный показатель познавательной, интеллектуальной, мыслительной деятельности ребенка в поликультурной (двуязычной – русско-татарской или татарско-русской) среде. Ведь как ребенок говорит (связно или несвязно), так он и мыслит. При этом на одном языке (например, родном) ребенок может говорить связно, на другом (втором) – несвязно. И если познавательный процесс организуется на втором языке, то у ребенка в результате интерференции (отрицательного влияния законов, норм одного языка на другой) происходит торможение механизмов речепорождения, интеллектуальной, мыслительной, коммуникативной деятельности.

Развитие речи является главной целью воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, поскольку без нее невозможно решение воспитательных, коммуникативных, познавательных задач (Аванесова, 2015; Алабужева, 2013; Бондаренко, 2015; Gabdulkhakov, Shishova, 2018; Выготский, 1984; Кулагина, 2015; Ладыжевская, 2019; Микляева, 2016; Сытина, 2017; Ушакова, 2014). Однако большинство специалистов до сих пор не различает понятия «развитие речи» и «развитие связной речи». Ребенок может демонстрировать высокие результаты в развитии речи (звуковой, лексической, грамматической организации речи) и совершенно не владеть навыками связной речи, то есть речи, организованной как правильный текст – текст, понятный собеседнику, текст, необходимый для продуктивного общения и познавательной деятельности.

Наши исследования (Gabdulkhakov, Shis­hova, 2018) показывают, что связная речь – один из важнейших показателей коммуникативного развития детей. Большинство же воспитателей ДОУ до сих пор считает, что связная речь – это только связное сочетание слов и в садике надо формировать у детей умение связывать между собой слова и, соответственно, речевая работа должна быть направлена на формирование звуковой культуры и обогащение словаря. И поскольку сами воспитатели тоже редко владеют механизмами построения связной речи, то научить детей связности в мышлении и речи они не всегда могут.

Проблемой исследования является выявление антропологических характеристик зависимости когнитивного и физического развития детей на стадии конкретных операций (Пиаже, 2008) по критериям связной речи в поликультурной среде детского сада (Габдулхаков, Хисамова, 2012).

Цель исследования – проанализировать условия когнитивного и физического развития детей на стадии конкретных операций по критериям связной речи в поликультурной среде детского сада.

Методы исследования – лингвистические методы анализа связной речи, методы математической обработки результатов.

Экспериментальная база: базовые дошкольные учреждения Казанского федерального университета – детский сад №25, детский сад №404 г. Казани и дошкольные учреждения Республики Татарстан.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF

Список литературы

1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Диагностика уровня развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – Т.16. – №2. – С. 94–109. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-2-302-317
2. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. – 2016. – №24(4). – С. 14–22.
3. Аванесова В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду. – М.: Наука, 2015. – 212 с.
4. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. – Ижевск: Удмуртский госуниверситет, 2013.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, примеч.
С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1979. 423 с. URL:http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic/ (дата обращения 5.07.2019).
6. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования
в детском саду. – М.: Издательство МГПИ, 2015. – 96 с.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
8. Веракса А.Н., Васильева М.Д., Арча-кова Т.О. Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вопросы психологии. – 2016. – №6. – С. 150–166.
9. Веракса А.Н., Якупова В.А., Алмазова О.В., Мартыненко М.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология и педагогика. – 2016. – №3. – С. 97–108.
10. Веретенникова А.Ю., Токарев А.А. Влияние физического развития на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф.
(г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 44-46. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2608/ (дата обращения: 13.11.2019).
11. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. – Т.4. – М.: Педагогика, 1984.
12. Габдулхаков В.Ф., Хисамова В.Н. Лингводидактика поликультурного языкового образования. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 248 с.
13. Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи // Современное дошкольное образование: Теория и практика. – 2019. – № 5(95). –
С. 12–21.
14. Галанова А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет. – М.: Артки, 2001.
15. Гиндин С.И. Связный текст: формальное определение и элементы типологии / АН СССР. Ин-т рус. яз. – М., 1971. – 44 с.
16. Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребенка . – 18-е изд. – СПб.: Питер, 2003. URL: https://studfile.net/preview/1866443 (дата обращения: 25.01.2019).
17. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.
18. Куфтяк Е.В., Ханухова Л.М., Пойма­нова Е.В. Билингвизм у детей: влияние на когнитивно-коммуникативное развитие и инструменты измерения // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 2(92). – С. 30–39. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10042
19. Лазарев М.Л. Гармонизация когнитивно-соматического развития дошкольников средствами физической культуры и искусства в рамках ФГОС. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – М., 2016. – С. 207–210.
20. Ладыжевская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения [Электронный ресурс]. – URL: http://itexts.net/avtor-taisa-alekseevna-ladyzhenskaya/190740-zhivoe-slovo-taisa-ladyzhenskaya/read/page-1.html (дата обращения: 25.01.2019).
21. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. URL: https://studfiles.net/ preview/1101601/ (дата обращения 5.07.2019).
22. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева,
Н.А. Виноградова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 с.
23. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 416 с.
24. Пляцковский М. Мишкины книжки: URL: https://mishka-knizhka.ru/skazki-pro-volka/ (дата обращения 5.07.2019).(дата обращения 5.07.2019).
25. Попович А.П. Физическая культура как средство гармоничного развития способностей детей // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – №5. – С. 853–856.
26. Романова А.А., Гусева В.Г., Хакимова Д.М., Ахутина Т.В. Оценка произвольной регуляции у старших дошкольников с помощью подвижных игр // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – №5. – С. 213–214.
27. Синявский П. Для чего нужна зарядка? URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/03/08/rechevki-ispolzuemye-na-utrenney-gimnastiki-i-fizkulturnom (дата обращения 12.09.2019).
28. Сытина О.И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников // Молодой ученый. – 2017. – №51. – С. 296–297.
29. Текучев А.В. Теория и методика преподавания русского языка в средней школе. Практические занятия. – М.: МГПИ, 2006. – 199 с.
30. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. 2-е изд. – М.: Сфера, 2014. – 396 c.
31. Этнос и культура в межнациональных коммуникациях ХХI века / Под ред. проф.
В.Ф. Габдулхакова. URL:https://kpfu.ru/psychology/nauchno-issledovatelskaya – deyatelnost/nauchno-obrazovatelnyj-centr/arhivnauchno-prakticheskih-konferencij-sborniki (дата обращения 5.07.2019).
32. Albon, D. (2011). Promoting Children’s Health and Well-being in Primary Schols. In J. Moyles, J. Georgeson and J. Payler (eds) Beginning Teaching Beginning Learning (4th edn). Maidenhead: Open University Press.
33. Brooker, L. and Edwards, S. (2010). Engaging Play. Maidenhead: Open University Press.
34. Gabdulchakov V.F., Bashinova S.N., Yashina O.V., Taraskina I.V. (2018). Integrative Mechanisms for Increas ing Efficiency of Educational and Methodological Interaction between Teacher and Student. Integration of Education. 2018. 22(2):248-261. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.248-261
35. Gabdulkhakov V.F., Shishova E.O. (2018). Multicultural Training Of Future Teachers In The Context Of Ethnic Tensions. Future Academy. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. IFTE 2018. 4th International Forum on Teacher Education. https://dx.doi.org/10.15405/ epsbs.2018.09.76. No: 76. Pages: 651-660.
36. Cannella, G.S. (2005). Reconceptualizing the Field (of Early Care and Education: If “Western” Child Development is a Problem. Then What Do we Do? In N. Yelland (ed.) Critical Issues in Early Childhood Education. Maidenhead: Open University Press.
37. Grawley, R.A. and Eacott, M.J. (2006). Memorry and Gognition, 3(2): 287-94.
38. Hughes, A. (2006). Developing Play for the Under 3s: The Treasure Basket and Heuristic Play. London: David Fulton.
39. Katz, L. (1999). Curriculum Disputes in Early Childhood Education. ERIC Digest (ERIC Identifier: EDO-PS-99-13). Available online at: www.ericdigests.org/2000-3/disputes.htm (accessed 23 March 2011).
40. Kellet, M. (2011). Accessing Children’s Voices and Experiences. In J. Moyles, J. Georgeson and J. Payler (eds) Beginning Teaching, Beginning Learning (4th edn). Maidenhead: Open University Press.
41. Moyles, J. (2010). Thinking About Play: Developing a Reflective Approach. Maidenhead: Open University Press.
42. Moyles, J. (2012). Cross-Cultural Perspectives on Early Childhood. British Library Cataloguing in Publication data. 240 pp.
43. Oberhuemer, P., Schreyer, I. and Neuman, M.J. (2010). Professionals in Early Childhood Education and Care Systems: European Profiles and Systems.Opladen and Farmington Hills, MI: Verlag Barbara Budrich.
44. Halliday, M.A. (1974) The place of Functional Sentence Perspegtive. Prague. P. 48.
45. Harweg, R. (1974) Textlinguistik. In: Perspektiven der Linguistik. Bd. 2. Student.
46. Heinemann M., Heinemann W. (2002). Grundlagen zur Textlinguistik. b.
47. Rinaldi, C. (2006). In Dialogue with Reggio Emilia: Listening, Researching and Learning. London and New York: Routledge.
48. Vater H. (2001) Einfhrung in die extlinguistik. 3. Auf l. Mnch.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

антропология, когнитивный, физический, связная речь, межфразовая связь, смысловая структура, структура сложного синтаксического целого