ISSN 1997-9657
       

Гагарова Л.А., Самсонова Е.В., Иванова Н.В. Образовательный проект «Детский сад – дом дружбы»

Полный текст

Перемены, происходящие в российском полиэтническом обществе, находят отражение в социальном заказе образованию. Изменился образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи традиционная система образования, которая обеспечивала подготовку детей к жизни, претерпевает кардинальные изменения. Данные изменения были учтены разработчиками федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  принципами которого стало приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей. [15, с.4]  Кроме этого, формирование межэтнических отношений становится одним из необходимых условий реализации Концепции развития поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО «РЖД», что также было отражено  в  программе поликультурного образования  детей 3-7 лет «Диалог культур».

Поэтому одной из задач детского сада   становится  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, при котором образовательная среда становится зоной ближайшего развития ребенка, способствующая его социализации и развитию.

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомство с культурными достижениями других народов; использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. [3, с.16]

Реализуя программу поликультурного образования дошкольников «Диалог культур» в нашем детском саду мы пришли к выводу, что необходимо сделать акцент на региональном компоненте, присущему республике Бурятия. Для этого был  разработан долгосрочный проект «Детский сад - дом Дружбы», в который было включено ознакомление детей с культурой, обычаями и традициями народов проживающих на территории Бурятии. Предварительно мы изучили этносоциальную структуру населения Бурятии.

Схема 1. Этносоциальная структура населения Бурятии

Новизна  проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей через тесное взаимодействие с семьями воспитанников, этнокультурными центрами, через внедрение инновационных педагогических технологий (проектная деятельность, исследовательская деятельность, информационно-коммуникативные технологии, инновационные музейно-педагогические технологии и др.).

Вид проекта: долгосрочный, информационно – практико – ориентированный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников,  специалисты: музыкальный руководитель, хореограф, инструктор по физической культуре дошкольной образовательной организации «Детский сад № 233 ОАО «РЖД».

Цель проекта:

Формирование этнокультурной компетентности старших дошкольников через ознакомление с этническими особенностями народов Бурятии. 

Задачи  для детей:

Образовательные:

- Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим основного населения и этносоциальных групп,  проживающих в Бурятии;

- Приобщить к культуре своего народа как непременному условию интеграции в другие культуры;

- Создать условия для обеспечения качественной реализации системы мероприятий по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств.

Развивающие:

-Развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;

- Развивать потребность в приобретении новых знаний о России, о малой Родине, об этнических особенностях народов проживающих в республике; умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности.

Воспитательные:

-Воспитывать у дошкольников интерес к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями семейной, родной этнической, региональной культуры;

- Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды.

- Воспитывать культуру межнационального общения.

Задачи  для родителей:

Создать условия для изучения, закрепления и актуализации знаний об этнокультурной составляющей республики  Бурятия среди родителей воспитанников группы.

- Вовлечь родителей в образовательный процесс с целью формирования понимания важности и личной заинтересованности родителей в поликультурном воспитании дошкольников.

- Расширить представления по вопросам организации совместной с детьми проектной деятельности, привлечь родителей к совместным мероприятиям (организация экскурсий, создание мини-музеев, участие в творческих мастерских и т.д.)

- Сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе поликультурного воспитания, строится под девизом «Все друг другу мы нужны».

Принципы реализации проекта:

  • Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;
  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Принцип сотрудничества с семьей;
  • Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Механизм реализации проекта:

Проект  реализуется через организацию образовательной деятельности, совместную образовательную деятельность в режимных моментах, создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями, сотрудничество с общественными организациями и интеграция со специалистами дошкольного учреждения.

Ожидаемые результаты проекта:

  • У детей сформировано положительное отношение к разным народам, прежде всего через познание принадлежности к своей национальной культуре. Именно благодаря этому – ценности, выбранные культурой других народов, становятся более понятными и прочувствованными.
  • У детей сформированы эмоционально-положительные отношения к другим национальностям: от гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни.
  • Созданная развивающая предметно-пространственная среда будет способствовать развитию познавательно-исследовательской активности ребенка и развитию умения применять полученные знания в разных видах детской деятельности: игровой, музыкальной, продуктивной и т.д.
  • Улучшится качество взаимодействия с семьями воспитанников.

Практическая значимость проекта:

Данный проект направлен  - сформировать у детей старшего дошкольного возраста этнокультурную компетентность в условиях дошкольного учреждения и в тесном взаимодействии с родителями, через приобщение к истокам народной культуры,   традициям и обычаям, а также развить восприятие людей разных национальностей, проживающих в республике Бурятия, одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь.

Только в совместной деятельности «воспитатель + дети + родители»  можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, должно строиться под девизом: «Все друг другу мы нужны».

Основание для разработки образовательного проекта «Детский сад - дом Дружбы»

  • Анализ Программы поликультурного образования детей 3-7 лет «Диалог культур» (в рамках реализации Программы поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО «РЖД»).
  • Анализ интервьюирования родителей группы, в рамках решения задач по поликультурному воспитанию  показал, что в семьях воспитанников есть представители  разных национальностей: русские (75%), буряты (15%), украинцы (5%), татары (3%), азербайджанцы (2%).

Ценностные приоритеты образовательного проекта «Детский сад – дом Дружбы»

Реализация проекта осуществляется через основные образовательные области, которые интегрируются в зависимости от целей образовательной деятельности. Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка (Схема 2).

Схема 2. Интеграция образовательных областей

Создание этнокультурной среды в группах старшего дошкольного возраста – внесение этнокультурного компонента в игровые центры (Схема 3).

Схема 3. Модель этнокультурной предметной среды группы

Так как любой проект ориентирован на разрешение конкретной практической проблемы, то при разработке проекта «Детский сад - дом Дружбы» мы использовали образ «Семь МЫ» (предложенный Е.С.Заир-Бек), для видения предполагаемых действий и результатов (Схема 4).

Схема 4. Образ проекта «Семь МЫ»

 

Системная «паутинка» проекта «Детский сад - дом Дружбы»

Познавательное развитие

Реализация краткосрочных проектов:

- «Россия – добрая душа» (2013 г.);

- «Славься, Россия, мастерами своими» (2014 г.);

- «Дружный хоровод» (2015 г.);

- «Северные народы Бурятии» (2015г.);

- «Белый месяц Сагаалган» (2015 г.)

«Встречи с интересными людьми»:

- Мастер-класс педагога дополнительного образования  школы-интерната  №22 ОАО «РЖД» Калугиной Г.Х.

Тема: «Ковроткачество»;

- Мастер-класс по изготовлению

«Эвенкийского кумалана»- Новикова А.В.;

- Представители театра народной песни и танца «Забава» - с рассказом о национальной культуре казаков;

- Харнутова О.А. языковед – рассказ о бурятском национальном костюме

Экскурсии:

- В филиал Кяхтинского краеведческого музея им. В.А.Обручева  г. Улан-Удэ;

- Организация передвижной выставки Центра эвенкийской культуры «АРУН»;

- Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья;

- Экскурсия в музей природы.

Дидактические игры:

Электронные игры ActivInspaer: «Одень куклу в национальный костюм», «Укрась посуду»,  «Придумай и составь узор» и др.

Поисково-исследовательская деятельность – составление презентаций о разных народах.

Коллекционирование –куклы в национальных костюмах, магниты с элементами национальной принадлежности.

 

Экологический праздник«Березовая Русь».

Речевое развитие

Знакомство с  фольклором разных народов:

- Русское устное народное творчество: сказки, былины, частушки.

- Бурятский фольклор:  мифы, улигеры, легенды.

- Эвенкийский фольклор: героический эпос, мифологические рассказы,  запреты (оде).

 

Беседы на нравственно-этические темы: «Мы дружная семья», «Встали дети – встали  в круг», «Ты мой друг и я твой друг», «Доброта и вежливость – залог дружбы» и др.

 

Литературные посиделки:

-  «В гостях у бабушки Арины», «В гостях у Будамшу», «Вечер загадок» и др.

 

Составление описательныхрассказов по  народной игрушке, элементам народно-прикладного искусства.

 

Словотворчество –  на основе прослушанных сказок придумывание своих,  а также придумывание сказок по пословицам и поговоркам народов Бурятии.

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

Слушание, разучивание народных песен.

Знакомство с народными музыкальными инструментами (пэнгипкэвун-металлический варган эвенков; бурятские муз.инструменты: хуур, бишхур, чанза,варган; русские народные: трещетка, рубель и др.)

Ответственный: музыкальный руководитель

Праздники и развлечения:

- «Рождественские посиделки»;

- «Народные гуляния»;

- «Веселая ярмарка»;

- «Сагаалган»;

- «Масленница» - совместно с фольклорным ансамблем «Веселушки»;

- Фестиваль народов Сибири «Венок дружбы»;

- Эвенкийский праздник «Бакалдын» - встреча с солнцем.

Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатель, хореограф, родители.

Танцы народов Бурятии:

«Ехор»-древний бурятский круговой танец, «Ехорье»-эвенкийский хороводный танец, «Русский хоровод» и др.

Ответственный: хореограф

«Творческие мастерские» -совместная продуктивная деятельность: украшение предметов посуды,  элементов быта.

Создание выставок совместного творчества -  композиций с элементами декоративно-прикладного искусства с использованием нетрадиционных материалов, создание макетов «Северная Бурятия», «На берегу Байкала» и др.

Организация конструктивной деятельности (из разного вида конструктора) в соответствии с темами этнокультурного воспитания.

 Физическое развитие

Подвижные игры разных народов:

- «Борьба оленей», «Кто перетянет», «Шагай наадан», «Волк и ягнята», «Иголка, нитка и узелок», «Горелки», «Волки во рву», «12 палочек» и др.

Фестиваль дворовых игр «Игры наших бабушек и дедушек».

Спортивные развлечения:

«Если с другом вышел в путь»;

- «Сухарбан» и др.

Праздник обрядовых игр.

Досуг «Игры народов Бурятии».

Результат проекта:

Фестиваль

 «Дружат дети всей планеты».

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие

- Игровые обучающие ситуации «Азбука общения»;

- Создание игровых и проблемных ситуаций с использованием атрибутов, включающих элементы быта народов Бурятии.

- Организация сюжетно-ролевых игр «Путешествие по Байкалу»,  «Экскурсия в музей», «Что нам стоит дом построить» и др.

Образовательная деятельность по ознакомлению детей с основным видом деятельности взрослых: охота, оленеводство, вышивание, рыболовство, земледелие, ковроткачество и пр.

- Дидактические игры по типу лото, пазл, домино: «Назови из чего сделано», «Кто, где живет?», «Кто, что носит?», «Угадай, кому это нужно?»  и др.

- Разработка экологического маршрута «По следам северного оленя», «Где живет медведь?» и пр.

Предметно-пространственная среда

Создание центра поликультурного воспитания «Уголок России – отчий дом».

Создание мини-музеев:

- «Русская изба»;

- «Народные промыслы России»;

- «Край, в котором я живу» и др.

Тематические выставки:

- «Россия – добрая душа»;

- «Моя Бурятия»;

- «В гостях у эвенков» и др.

Изготовление игровых модулей «Изба», «Юрта», «Чум».

Внесение этнокультурного компонента в игровое пространство группы:

- Центр логики и математики – «Бурят-монгольская игра» и др.;

- Центр книги – оформление тематических книжных выставок;

- Центр музыки – подбор иллюстративного материала по народным инструментам и т.д.

 

Взаимодействие с социальными институтами

 

Семья

Другие соц.институты

Привлечение родителей к пополнению развивающей  предметно-пространственной среды группы:

- Изготовление атрибутов для инсценировки народных сказок «Снегирь», «Медведь» и др.

- Пошив национальных костюмов и головных уборов.

Подготовка презентаций по темам проектов: «Россия – добрая душа», «Славься, Россия, мастерами своими», «Дружный хоровод» и др.

Проведение родительского клуба «Мы одна большая семья» - 1 раз в квартал.

Создание  выставок совместного творчества.

Привлечение родителей к организации экскурсий и праздников.

Информационное просвещение родителей: выпуск буклетов, заочные консультации.

Семейные газеты.

 

- Школа-интернат № 22 ОАО «РЖД»

- Филиал Кяхтинского краеведческого музея им. В.А.Обручева  г. Улан-Удэ;

Республиканский государственный центр эвенкийской культуры «АРУН»;

- Этнографический музей народов Забайкалья;

- Художественный музей им. Ц.С.Сампилова;

- Музей природы Бурятии.

 

Диагностика этнокультурной компетентности 
детей старшего дошкольного возраста

Для определения эффективности проведенной работы нами были разработаны критерии диагностики по выявлению уровня практических знаний и умений этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (сентябрь-октябрь), и в конце учебного года (апрель-май).

Показатели

Критерии оценки

Когнитивный компонент

  1. Знает  геральдические  символы  России и Бурятии.
  2. Знает названия других  народностей, проживающих на территории республики.
  3. Знает  о культурном многообразии народов Бурятии.
  4. Знает традиционные виды деятельности  народов  Бурятии (чабан, хлебороб, охотник, рыбак, оленевод), значение труда.

     5.  Знает об  историческом прошлом (бурят, эвенков, русских и др. этносоциальных групп).

     6.  Знает об общности исторического и культурного прошлого этносов и этносоциальных групп.

     7.  Знает и различает русские, бурятские, эвенкийские национальные: жилище, одежду,  посуду, блюда,  праздники, национальные игры, музыкальные инструменты, фольклор, традиционные виды ремесел.

      8. Знает об особенностях (климатического, географического) проживания народов.

Ценностно-

ориентированный компонент

  1. Понимает, что такое «Моя малая  Родина»; выражены забота и  интерес к своей семье, родному городу, желание узнавать о крае, в котором живет, его  истории, к познанию жизнедеятельности других народов родного края.
  2. Выражено позитивное отношение к людям (детям) другой национальности.
  3. Проявляет интерес к познанию мира этнокультур своего и других народов.
  4. Эмоционально-положительно откликается на красоту природы;  на особенности народной музыки, поэзии, на специфичность декоративно-прикладного творчества.
  5. В труде проявляет творчество, индивидуальность.
  6. Проявляет эмоционально-положительное отношение к людям разных этносов и этнических групп.

Деятельностный компонент

  1. Ориентируется на карте России, показывает  территорию Бурятии, находит столицу Бурятии, север Бурятии – район проживания эвенков и т.д.
  2. В организации игр использует национальный колорит: атрибуты костюмов, маски, предметы быта, загадки и др.
  3. Умеет организовать игровую деятельность, работать в коллективе сверстников.
  4. Отражает в рисунках, рассказах, играх интерес к жизни  других  народов, к событиям истории.
  5. Самостоятельно организует свою деятельность.
  6. Участвует в совместных мероприятиях.
  7. Общается с людьми разных национальностей.
  8. Успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях, творчески проявляет себя, принимает различные (позитивные) формы самовыражения.
  9. Способен оценить свои возможности, помочь другому, проявить заботу о более слабом, о малышах.
  10. Умеет конструктивно разрешать конфликты.
  11. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

Планируемые результаты по этнокультурной компетентности старших дошкольников

Достижения ребенка

Возрастная группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Что нас радует

 

  • Ребенок имеет первичные представления о малой Родине и Отечестве.
  • Освоил представление о республике, в которой живет, о своем городе (Улан-Удэ) — называет его достопримечательности, особенности.
  • Ребенок знает и различает геральдику  республики, напевает слова гимна.
  • Знает и называет  названия ближайших улиц, назначение некоторых общественных учреждений города.
  • Понимает особенности правил поведения в общественных местах.
  • Знает пословицы о Родине, понимает их смысловое значение, может использовать их в процессе общения.
  • Проявляет  интерес к родной стране. Знает и называет ее столицу, различает флаг и герб России.
  • Имеет представление о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.
  • Понимает многообразие россиян разных национальностей — особенности их внешнего вида, одежды, традиций.
  • Проявляет интерес  к  сказкам,  песням, играм разных народов.
  • Из быта и традиционной культуры русских и бурят называет и объясняет от 4 до 6 понятий, различает и называет видовое разнообразие бурятского, русского узора, орнамента.
  • Узнает, различает и дает название русским и бурятским народным мелодиям.
  • Различает и называет разные виды декоративно-прикладного искусства  из разных областей России и Бурятии (игрушки, утварь, одежда, предметы быта); технологии изготовления, назначение, особенности.
  • Осознает ценность народного искусства, проявляет интерес, желание его сохранять и познавать.
  • С удовольствием принимает участие в народных играх.
    • Ребенок имеет представление о  малой Родине и Отечестве.
    • Освоил представления о Республике Бурятия, в которой живет, о городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях.
    • Овладел представлениями о местах труда и отдыха людей в г.Улан-Удэ, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
    • Знает и различает некоторые национальные особенности людей проживающих на территории Бурятии (русские, буряты, эвенки, казаки, семейские). Проявляет  толерантность по отношению к людям разных национальностей.
    • Имеет стойкий  интерес к отдельным фактам истории и культуры России и Бурятии.
    • Имеет представление о России — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы.
    • Интересуется традициями народов проживающих в Бурятии,  их народными  промыслами, применяет имеющиеся знания в игре с использованием национальных атрибутов.
    • Проявляет желание участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях России и Бурятии. 
    • Активно принимает участия в национальных праздниках (Сагаалган, Масленица и т.д.)
    • Освоил некоторые национальные мелодии, песни, сказки, танцы народов Бурятии.
    • Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей.
    • Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, экскурсий по городу.
    • Знает и различает прикладное искусство бурят, русских, эвенков  на примере промыслов России.
    • Называет сходство и отличия традиционных промыслов, назначение и особенности, традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры.
    • Осознает ценность народного искусства; проявляет  желание его сохранять и познавать.
    • Проявляет  предпочтения  и интерес к  коллекционированию, увлечению ручным трудом, продуктивной деятельности.
  • Ребенок имеет представление о  малой Родине и Отечестве.
  • Освоил представления о Республике Бурятия, в которой живет, о городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях.
  • Овладел представлениями о местах труда и отдыха людей в г.Улан-Удэ, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
  • Знает и различает некоторые национальные особенности людей проживающих на территории Бурятии (русские, буряты, эвенки, казаки, семейские). Проявляет  толерантность по отношению к людям разных национальностей.
  • Имеет стойкий  интерес к отдельным фактам истории и культуры России и Бурятии.
  • Имеет представление о России — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы.
  • Интересуется традициями народов проживающих в Бурятии,  их народными  промыслами, применяет имеющиеся знания в игре с использованием национальных атрибутов.
  • Проявляет желание участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях России и Бурятии. 
  • Активно принимает участия в национальных праздниках (Сагаалган, Масленица и т.д.)
  • Освоил некоторые национальные мелодии, песни, сказки, танцы народов Бурятии.
  • Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей.
  • Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, экскурсий по городу.
  • Знает и различает прикладное искусство бурят, русских, эвенков  на примере промыслов России.
  • Называет сходство и отличия традиционных промыслов, назначение и особенности, традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры.
  • Осознает ценность народного искусства; проявляет  желание его сохранять и познавать.
  • Проявляет  предпочтения  и интерес к  коллекционированию, увлечению ручным трудом, продуктивной деятельности.

 

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Отсутствует интерес к окружающему миру (природе, людям, искусству, предметному окружению).
  • Представления о мире поверхностны, часто ошибочны.
  • Не проявляет положительного отношения и интереса к людям разной национальности. 
  • Затрудняется в различении людей по национальному признаку,  как в реальнойжизни, так и на иллюстрациях.
  • Познавательный интерес к социальному миру, городу, стране снижен.
  • Ребенок знает и различает флаг, герб Бурятии, называет ФИО президента  республики с помощью наводящих вопросов.
  • Эпизодически задает вопросы о стране, малой Родине, их общественном устройстве.
  • Ребенок называет разные виды деятельности народов Бурятии,  но значимость их труда объяснить затрудняется.
  • Ребенок проговаривает пословицы о Родине по подсказке («Закончи фразу»)
  • Из быта и духовной культуры русских и бурят называет и объясняет по 2-3 понятия, различает и называет видовое разнообразие бурятского, русского узора, орнамента; узнает и различает  русские и бурятские народные мелодии.
    • Снижена познавательная активность, познавательный интерес не проявляется.
    • Кругозор ограничен, представления бедны и примитивны.
    • Социальные представления о социальном мире, жизни людей и о себе ограничены, поверхностны. 
    • Ребенок не проявляет интереса к настоящему и прошлому жизни малой Родины, родной страны, не стремится рассуждать на эти темы. 
    • Имеет крайне ограниченные социальные представления о  жизни разных народов, проживающих на территории Бурятии.
    • Проявляет интерес к поликультурным знаниям, национальностям людей только в процессе образовательной деятельности, организованной педагогом.
  • Снижена познавательная активность, познавательный интерес не проявляется.
  • Кругозор ограничен, представления бедны и примитивны.
  • Социальные представления о социальном мире, жизни людей и о себе ограничены, поверхностны. 
  • Ребенок не проявляет интереса к настоящему и прошлому жизни малой Родины, родной страны, не стремится рассуждать на эти темы. 
  • Имеет крайне ограниченные социальные представления о  жизни разных народов, проживающих на территории Бурятии.
  • Проявляет интерес к поликультурным знаниям, национальностям людей только в процессе образовательной деятельности, организованной педагогом.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.