ISSN 1997-9657
       

Гилева А.В., Протасова Е.В. Формы педагогического самообразования: опыт уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине ХХ века

№1 2021 Гилева А.В., Протасова Е.В. Формы педагогического самообразования: опыт уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине  ХХ века
Аннотация

Актуальность тематики статьи. Одним из направлений развития дошкольного образования на современном этапе является его регионализация, осуществление которой невозможно без самообразования педагогов, связанного с новаторским поиском. Изучение регионального наследия в области дошкольного воспитания позволяет учитывать имеющийся опыт в реализации современных форм повышения квалификации и разработке программ совершенствования педагогов. Проблемность анализа заключается в воссоздании опыта, отвечающего внутренней потребности педагогов в изменении образовательной ситуации, профессиональной рефлексии, осмыслении продуктивности процесса саморазвития.

Цель исследования – историко-педагогический анализ основных форм самообразования специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века, реализованных в образовательных учреждениях Пермского края.

Описание исследования. Предметом исследования являются формы педагогического самообразования уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века и их актуализация для региональных программ профессионального развития педагогических кадров. В качестве источников используются нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений в 1950–1990 годы, документы из архивных фондов Пермского края, воспоминания старейших специалистов дошкольного воспитания, экспедиционные и педагогические материалы авторов. Для решения поставленных задач применяется комплекс методов историко-педагогического исследования, обобщение педагогического опыта, метод актуализации. Рассматриваются как организованные и управляемые формы самообразования, так и способы подлинно самостоятельной деятельности по приращению профессионального опыта. Приведены примеры форм индивидуальной и коллективной работы на местах, специальной образовательной подготовки, конкурсных и экспериментальных подходов в развитии мастерства.

Результаты исследования. Результатом исследования является анализ форм педагогического самообразования в рассматриваемый период и выделение важнейших ценностных идей, обладающих потенциалом для разработки современных региональных программ совершенствования мастерства и практической деятельности специалистов дошкольного воспитания.

Выводы. Условия для динамичного развития форм самообразования во второй половине XX века создавала интенсивно развивающаяся теория и практика дошкольной педагогики, организованная деятельность по самообразованию, направляемая руководителями учреждений, методическими кабинетами, педагогическими учебными заведениями, новаторский поиск педагогов-мастеров и образцовых детских садов. Перспективы интеграции описанных форм с технологиями самообразования на современном этапе видятся в усилении таких подходов, как приглашение известных педагогов для курсовой подготовки и творческих встреч, проведение открытых занятий и семинаров в режиме онлайн, организация исследовательских групп с целью изучения альтернативных методик, создание экспериментальных площадок, интегрирующих дошкольное воспитание и школьное обучение. Для разработки региональной концепции совершенствования педагогического мастерства свою актуальность сохраняет идея активного участия в подвижничестве всех участников образовательного процесса.

Фрагмент статьи

Введение

Самообразование педагога в современных условиях связано с развитием профессиональной мобильности как способности адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности и готовности перестраивать ее в соответствии с потребностями общества и конкретного региона. Проблема самообразования традиционно рассматривалась исследователями как центральная в педагогической теории и практике, что обусловлено самой спецификой профессиональной деятельности. В последние десятилетия вышли труды российских и зарубежных ученых с углубленной разработкой вопросов педагогического самообразования специалистов дошкольного воспитания, в которых данная проблематика получила теоретико-методологическое осмысление.

Так, И.Н. Асаева, Т.В. Поданева, О.Г. Че­хов­ских рассматривают повышение квалификации воспитателей во взаимосвязи с развитием соответствующих компетенций, совершенствованием педагогического взаимодействия, формированием профессиональной мобильности (Асаева, 2009; Поданева, 2009; Чеховских 2013). Л.В. Черникова анализирует вариативные формы и методы повышения квалификации в процессе профессионально-образовательной деятельности, подчеркивая их влияние на мотивацию педагогов в динамичном развитии успешности: «состояние успешности – процесс достижения результатов – устойчивое профессионально-личностное новообразование» (Черникова, 2018). Г.В. Яковлевой предложена система самообразовательной деятельности педагогов инновационных дошкольных учреждений в соответствии с уровнем их квалификации, выбранной проблемой и этапами ее разрешения, способами представления результатов (Яковлева, 2010).

Мы солидарны с доктором педагогических наук И.О. Ганченко, который в труде, посвященном развитию личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования, проводит мысль о сложной и многокомпонентной структуре этой деятельности, включающей взаимосвязанные друг с другом общеобразовательные, предметные, психолого-педагогические, методические компоненты. Составной частью разработанной ученым региональной концепции непрерывного педагогического самообразования является историко-педагогический опыт. Автором подчеркивается целесообразность его дальнейшего изучения для обеспечения преемственности традиций профессионального мастерства (Ганченко, 2004).

Зарубежными учеными раскрываются вопросы, связанные с условиями обучения специалистов на рабочем месте, когда методические кабинеты учреждений становятся одновременно и центрами образования (Smilgiene & Masiliausikene, 2019). Изучаются педагогические возможности проектной деятельности и модели ее реализации в условиях повышения квалификации (Аbdullaeva, 2020). Бесспорный интерес вызывают сравнительные исследования по анализу профессионализма специалистов дошкольного образования в разных европейских странах, выполненные в рамках междисциплинарных научных проектов (Peterson et al., 2016). Налаженная система переподготовки за рубежом включает как хорошо известные формы повышения квалификации, так и практически неизвестные российским педагогам образовательные путешествия и зарубежные стажировки, существенно расширяющие представления о лучших достижениях мировой практики.

Малоисследованными остаются региональный опыт педагогического самообразования и способы возможной интеграции апробированных организационных моделей с современными технологиями повышения квалификации. Цель статьи – историко-педагогический анализ основных форм самообразования специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века, реализованных в образовательных учреждениях Пермского края. Публикация является частью комплексного изучения социокультурного наследия уральских педагогов и ограничивается определенным предметным полем.

В качестве источников используются нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений в 1950–1990 годы, документы из региональных архивов, воспоминания старейших уральских специалистов дошкольного воспитания, экспедиционные и педагогические материалы авторов. Историко-педагогический анализ связан с воссозданием опыта, отвечающего внутренней потребности педагогов в изменении образовательной ситуации, профессиональной рефлексии, осмыслении продуктивности процесса саморазвития. Ключевой вопрос анализа имеющегося материала был поставлен следующим образом: какие идеи прошлого, связанные с формами педагогического самообразования, могут способствовать актуализации региональных традиций мастерства и их воплощению в современную практику совершенствования специалистов дошкольного воспитания?

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.
  2. Владимиров Д. Союз учителей и воспитателей // Соликамский рабочий. – 1970. – № 40 (6418). – 4 апреля // МБУ «Архив г. Соликамска Пермского края» (АС). – Ф. 275.
  3. Воспоминания Казанцевой Валентины Григорьевны об этнокультурных традициях воспитания. Записаны А.В. Гилевой. Село Юсьва Юсьвинского муниципального района Пермского края, июль 2016 года.
  4. Воспоминания Монаевой Ольги Ивановны о взаимодействии дошкольного учреждения с социальными партнерами. Предоставлены информантом. Соликамск Пермского края, июнь 2020 года.
  5. Воспоминания Сыстеровой Анны Никитичны о формах работы со специалистами дошкольных учреждений. Записаны А.В. Гилевой. Село Юсьва Юсьвинского муниципального района Пермского края, июль 2016 года.
  6. Временное Положение о дошкольном учреждении в РСФСР. Утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_18273.htm (дата обращения 18.07.2020).
  7. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования: автореф. дис. д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2004. – 42 с.
  8. Гилева А.В. Ленец Г.А. Люблю тебя, мое Прикамье! Программа по краеведению для детей 5–7 лет. – 2-е издание, стереотипное. – Соликамск: РИО СГПИ (филиал) ПГНИУ, 2015. – 104 с.
  9. Годовые отчеты о работе детских садов района за 1949 год. Юсьвинский районный отдел народного образования // Архивный отдел администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края. – Ф. Р-28. – Оп.1. – Д. 6. – Л. 1–60.
  10. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М.: Издательство АСТ, 1996. – C. 8–33.
  11. Ленская Г. Школа и детский сад // Соликамский рабочий. – 1970. – № 40 (6418). – 4 апреля // АС. – Ф. 275.
  12. Личный фонд Галкиной Фаины Георгиевны, заведующей Кунгурским детским садом №2, отличника народного просвещения, ветерана труда // Муниципальное бюджетное учреждение «Кунгурский городской архив» (КГА). – Ф. Р-470. – Оп.1. – Д. 3. – Л. 1–10.
  13. Личный фонд Ескиной Валентины Матвеевны, директора Кунгурского детского дома №2, отличника народного просвещения // Дошкольное воспитание. – 1950. – №4. // КГА. – Ф. Р-121. – Оп.1. – Д. 10. – Л. 18–22.
  14. Личный фонд Штибена Владимира Константиновича, директора ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского», заслуженного учителя школы РСФСР // Семинар для учителей, педагогов, психологов и работников дошкольных учреждений «Педагогическая система Марии Монтессори». 27 февраля – 1 марта 1996 год, Соликамский педагогический колледж, муниципальный лицей // АС. – Ф. 389. – Оп. 1. – Д. 7.
  15. Поданева Т.В. Совершенствование профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. – Барнаул, 2009. – 23 с.
  16. Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.В. Залужская // Из фондов Российской государственной библиотеки. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962. – 178 с.
  17. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
  18. Руководство для воспитателя детского сада / Ред. М.В. Залужская. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. – 164 с. // Из фондов Российской государственной библиотеки.
  19. Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. – М.: Учпедгиз, 1945. – 152 с. // Из фондов Российской государственной библиотеки.
  20. Феофилова А. Премьера в учительском доме // По ленинскому пути. – 1966. – № 257 (11084). – 31 декабря // Из фондов Пермской государственной краевой библиотеки имени А.М. Горького.
  21. Черникова Л.В. Развитие профессиональной успешности педагога-воспитателя в процессе повышения квалификации: дис. канд. пед. наук. – Новосибирск, 2018. – 210 с.
  22. Чеховских О.Г. Формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. – Самара, 2013. – 26 с.
  23. Экспедиционные материалы: документальные источники и воспоминания педагогов Пермского края. – Автор-составитель Е.В. Протасова. 2010–2020 гг.
  24. Яковлева Г.В. Управление самообразованием педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – № 3. – С. 83–89.
  25. Аbdullaeva N.S. (2020). Pedagogical possibilities of design activity in the process of increasing the qualification of preschool workers. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 8(1), pp: 90–94.
  26. Peterson T., Veisson M., Hujala E., Härkönen U., Sandberg A., Johansson I., & Bakosi E. K. (2016). Professionalism of preschool teachers in Estonia, Finland, Sweden and Hungary. European Early Childhood Education Research Journal, 24(1), pp: 136–156. DOI: 10.1080/1350293X2015.1120529.
  27. Smilgiene J., & Masiliausikene E. (2019). Conditions and opportunities of workplace teaching/learning of teachers of preschool educational institutions (the case of lithuania). Social welfare: interdisciplinary approach, 1(9), pp: 104–118. DOI: http://dx.doi.org/10.21277/sw.v1i9.451.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

история дошкольного образования, историко-педагогический опыт уральских специалистов дошкольного воспитания, формы педагогического самообразования, регионализация образования, преемственность традиций педагогического мастерства