ISSN 1997-9657
       

«Главный ресурс общества – живое народное нравственное чувство»

№4 2016 «Главный ресурс общества – живое народное нравственное чувство»
Аннотация

Патриотизм – чувство, которое должно быть у каждого уважающего себя человека. Президент России В.В. Путин назвал патриотизм единственной национальной идеей России. Для внедрения идеи патриотизма как национальной нужно постоянно об этом говорить на всех уровнях и искать пути и метода воспитания патриотизма. В Общественной палате РФ прошла конференция «Нравственность и общественное развитие», посвященная нравственным основам социального и культурного развития общества.

Полный текст

В рамках конференции состоялись пленарное заседание, где были представлены основные доклады, и четыре круглых стола, на которых общественники, деятели культуры и эксперты выработали рекомендации, адресованные институтам гражданского общества и исполнительной власти.

С основным докладом «Нравственность и общественное развитие» выступил председатель Комиссии ОП РФ по межнациональным и межрегиональным отношениям Иосиф Дискин.

– Главный ресурс общества – живое нрав­ственное чувство народа, – подчеркнул он. – В массовом сознании ясно различают черное и белое. Но оно зачастую хаотично, противоречиво. Здесь сказывается влияние нигилистических позиций российской интеллигенции, неразборчивость многих СМИ. Задача – нравственно-этическая упорядоченность массового сознания. И здесь нет другого пути, кроме общественного диалога в партнерстве со СМИ, видными общественными авторитетами. Палата должна стать координатором этого процесса.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Любовь Духанина выступила с докладом «Российская система образования: миссия нравственного воспитания», где подчеркнула важность создания устойчивых гражданских институтов, в том числе – института воспитания «с прочным нравственным фундаментом, который должен стать главной опорой развития человеческого в человеке».

– Нужно понимание движения страны в целом. Когда молодой человек думает о своем будущем, он думает о себе как о профессионале, эти представления соотносятся с прошлым, настоящим и будущим. Формирование личности возможно только при условии свободного самоопределения в историческом и информационном контексте», – сказала она.

Владимир Слепак, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, поднял тему нравственного измерения социального развития.

– Без развития этической системы государственной службы органы власти не смогут проявить себя эффективными управленцами, контролируемыми гражданским обществом, заметил он, – В большинстве цивилизованных государств 60 лет назад были приняты этические кодексы для работников госслужбы. Мы только в мае прошлого года провели «нулевое чтение» проекта Указа Президента РФ «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения» для государственных и муниципальных служащих. Участники сошлись во мнении, что новый кодекс должен регулировать поведение госслужащих не только на работе, но и в остальное время.

«Нравственные ориентиры стратегии развития российской культуры» – так сформулировал тему своего выступления Андрей Ковальчук, председатель Комиссии ОП РФ по культуре.

– Российская культура должна точно анализировать состояние общества и предлагать коллективные пути развития новых способов совместного существования. В сегодняшней индивидуалистической ситуации, когда каждый человек оставлен наедине с собой, культура может и должна очертить контуры нового сообщества, – отметил Ковальчук. – Искусство – это не отдушина, не волшебная пилюля от всех болезней, и не райский уголок тишины, а в первую очередь, – попытка проанализировать человека, природу, мир, и предложить необходимые нравственные ориентиры не на основе мистических прозрений, а на основе верности социальному опыту и личностному восприятию художника.

Завершил пленарное заседание доклад члена Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктора Кондрашина «Воспитание историей как фактор укрепления российской государственности».

По завершении пленарного заседания конференция продолжила работать в формате круглых столов по следующим темам: «Гражданское общество и нравственное развитие»; «Образование и культура: новые ориентиры нравственного развития и патриотического воспитания»; «Экономика и социальная сфера: эффективность враг нравственности?»; «Общественный контроль: нравственность и гражданская ответственность».

На круглом столе «Образование и культура: новые ориентиры нравственного развития и патриотического воспитания» выступила Эльфия Дорофеева, генеральный директор специализированного педагогического издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Она подчеркнула важность воспитания патриотических чувств именно в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив к воздействию окружающих.

– Большинство не воспринимает дошкольный возраст серьезно, а о патриотическом и нравственном воспитании в дошкольном возрасте не принято говорить. В новом ФГОС дошкольного образования патриотическое воспитание упоминается очень скромно: «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Слово «государство» звучит только один раз в другом абзаце – «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Общаясь с педагогами дошкольного образования не только в Москве, но и в регионах, я убедилась в том, что нет конкретного понимания, какие должны быть нравственные нормы, чему детей учить. Педагоги-дошкольники дезориентированы, потому что практически нет программ нравственного воспитания. В основном внимание уделяется личностному развитию ребенка, демократическим основам общества, а нравственное воспитание остается как бы за бортом.

В советское время это обозначалось очень просто и очень четко. Зачитаю выдержку из Программы воспитания и обучения в детском саду, принятой в советское время: «Нравственное воспитание: цели и задачи. Формирование любви к родному городу, селу, краю, родине, уважение к В.И. Ленину (надо учитывать, что это советский период), государственной символике: гимну, флагу, гербу, воспитание дружбы между детьми разных национальностей. Воспитание с раннего возраста уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, формирование и умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей».

Таким образом, в Программе воспитания и обучения в детском саду даются конкретные рекомендации, как, соответственно возрастным возможностям детей, можно воспитывать у них нравственные качества.

Надо понимать, что в дошкольном возрасте ребенок наиболее восприимчив к педагогическим воздействиям. Дети открыты взрослым, доверяют им. Основы, что такое «хорошо», а что такое «плохо» закладываются в дошкольном возрасте. Так как ребенок впечатлительно относится к тому, что его окружает, его личность формируется именно в дошкольном возрасте. Конечно, этим необходимо пользоваться, что прекрасно понимают наши коллеги – специалисты дошкольного образования за рубежом.

Рассмотрим программу дошкольного образования Швеции. Швеция признана страной, предоставляющей наилучшее дошкольное образование в Европе. Главным предназначением дошкольного образования шведы считают формирование понимания и принятия демократических ценностей. Они расшифровывают те демократические ценности, которые приняты в шведском обществе: открытость, солидарность, ответственность и т.д., в том числе понимание, что все равны независимо от их социального происхождения, пола, этнической принадлежности, религии, сексуальной ориентации, физических недостатков и т.п. То есть шведы понимают, что на общечеловеческие демократические ценности важно обращать внимание именно в дошкольном возрасте.

У меня предложение – не превращая в агитку и не зомбируя детей, патриотическое воспитание в виде парциальной программы при поддержке Общественной палаты разработать и предложить педагогам дошкольного воспитания, потому что это действительно нужно. И на местах пытаются это делать.

Все прозвучавшие на конференции предложения будут доработаны и направлены на рассмотрение в Государственную Думу.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.