ISSN 1997-9657
       

Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Новиков М.С., Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта

Аннотация

Введение. В статье раскрывается замысел педагогического проекта, который предполагается реализовать в нескольких ДОО Санкт-Петербурга. Актуальность данного проекта определяется значимостью социокультурного проектирования как одного из ведущих способов, обеспечивающих благоприятные условия и позитивную среду развития ребенка в период дошкольного детства.

Методы. Методологической основой исследования являлись: идеи гуманитарного и субъектного подходов; концепция развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, и др.); концепция культурно-исторического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) личности ребенка в процессе освоения опыта предшествующих поколений при условии взаимодействия со взрослым (Н.Ф. Радионова); исследовательские данные об особенностях поведения и деятельности старших дошкольников – жителей Санкт-Петербурга, полученные на рубеже 2010-х годов. Был применен системный анализ, включающий теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод проектирования методического комплекса «Петербург – территория детства», обеспечивающего субъектное включение ребенка старшего дошкольного возраста в проектирование социокультурного простран­ства и образовательной среды своего развития.

Результаты. Полученные результаты исследования содержат системный анализ практики организации образовательного потенциала социокультурного пространства Санкт-Петербурга для развития воспитанников дошкольной образовательной организации. Опыт разработки и апробации методического инструментария по изучению ценностных ориентаций, интересов, культуры и субкультуры, субъектных проявлений детей, методик по выявлению мотивации к развитию, оценки потенциала саморазвития. Определены подходы к проектированию дополнительных программ культурологической и художественно-эстетической направленности, программы развития пространственно-предметной среды современного детского сада. Представлена характеристика ведущих инструментов реализации Проекта, институционально представленных учебно-методическим комплексом «Петербург – территория детства», имеющим развивающую культурологическую направленность.

Вывод. В исследовании впервые предпринята попытка выделить условия, при реализации которых ребенок старшего дошкольного возраста может стать субъектом проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Эти данные могут быть использованы специалистами в области детства для создания современного пространства детской культуры, субкультуры, деятельности, образующего уникальный «Мир детства», определяющего своеобразие развития индивидуального культурного опыта ребенка.

Фрагмент статьи

Введение

Одним из основных принципов государст­венной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, зафиксированных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, является принцип «свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей…».

Согласно Национальной стратегии дейст­вий в интересах детей на 2012–2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761), максимальная реализация потенциала каждого ребенка выступает приоритетной стратегией развития системы образования.

В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Результатом реализации Национальной стратегии действий в интересах детей может стать «увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям».

Принятая в Санкт-Петербурге стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года ориентирована на формирование креативной среды для самореализации жителей.

Воспитанники дошкольных образовательных учреждений города Санкт-Петербурга, посещающие детские сады в настоящее время, к 2030 году станут взрослыми и, возможно, при определенных, в том числе и образовательных условиях, активными участниками реализации разработанной стратегии.

Воспитанники дошкольных образовательных учреждений – жители города Санкт-Петербурга. От того, как они проживут самоценный период дошкольного детства, зависит будущее нашего города, да и общества в целом. Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий. Детство – целост­ный феномен, основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка.

Многие субъекты Российской Федерации включились в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к детям», одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. – СПб.: Лениздат, 1990. – 256 с.
3. Бесчасная А.А. Теоретические и ме­тодологические основы социологических исследований детства и жизни детей: Монография. – СПб: Центр научно-информационных тех­нологий «Астерион», 2016. – 156 с.
4. Валицкая А.П., Султанов К.В. Детство и общество в контексте культуры. – СПб.: Издательство Политехнического университета, 2009. – 393 с.
5. Васильева Н.В., Кочнев С.В. Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы: опыт измерения // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2013. – №2(145). – С. 71–75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-detey-v-prinyatii-resheniy-zatragivayuschih-ih-interesy-opyt-izmereniya (дата обращения: 09.04.2018).
6. Гогоберидзе А.Г. Современный дошкольник как источник инновационного развития программы «Детство» // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: Сб. науч. ст.: по материалам международной конференции / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства. – СПб., 2013. – С. 53–59.
7. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как социокультуный феномен и самоценный период в жизни человека // Детский сад: теория и практика. – 2011.–
№1. – С. 6–11.
8. Демакова И.Д. Педагогика и психология о феномене «пространство детства» // Вестник Калмыцкого университета. – 2012. – №1(13). – С. 42–49.
9. Кармин А.С. Основы культурологии. Историография культуры. – СПб.: Лань, 1997. – С. 203.
10. Кудрявцев В.Т. Культура как самоотношение // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т.12. – №3. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/kip/2016/n3/kudryavtsev.shtml. Дата обращения: 09.04.2018.
DOI:10.17759/chp.2016120307.
11. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2012. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov. Дата обращения: 09.04.2018.
12. Лопсонова З.Б. Философско-педагогическая концепция современного детства // Вестник Бурятского государственного университета. – 2016. – Вып.1. – С. 50–59.
13. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
14. Панченко С.В. Социокультурное пространство ребенка: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.13; Ростов-на-Дону, 2005. – 24 с.
15. Парамонова А.А. Открытие детства в России: развитие научного знания о ребенке в истории отечественной психологии конца XIX – начала XX вв. – Ижевск: ERGO, 2010. – 172 с.
16. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Монография. В 2-х ч. / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – Ч.1.– 499 с.; Ч.2. – 110 с.
17. Рубцов В.В., Шведовская А.А., Дубо-вик А.С., Семья Г.В. Об основных результатах мониторинга первого этапа реализации нацио­нальной стратегии действий в интересах де­тей на 2012–2017 годы // Психологическая нау­ка и образование. – 2016. – Т.21. – №1. – С. 30–66.
18. Савицкая В.В. Современные тео­­ретические подходы к изучению социо­куль­турного статуса феномена детства // Сбор­ник: проблемы теории и истории культуры: Меж­вузовский сборник научных трудов / Науч. ре­дак­тор: В.И. Полищук. – Ишим, 2011. – С. 72–78.
19. Смирнова Е.О. Современная дет­ская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т.23. – №4. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournals.ru/mpj/2015/n4/smirnova.shtml Дата обращения: 09.04.2018. – doi:10.17759/cpp.2015230403.
20. Смирнова Е.О., Котляр И.А., Соколова М.В. Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии. – 2016. – Т.12. – №3 // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/kip/2016/n3/smirnova.shtml. Дата обращения: 09.04.2018. doi:10.17759/chp.2016120316.
21. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования.– М.: Институт социологии образования РАО, 2013. – Т.XVII. Вып. XXIX. – 168 с.
22. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012–2017 годы».
23. Фельдштейн Д.И. Детство в современном мире: явление, событие, процесс // Мир психологии. – 2002. – №1. – С. 9–19.
24. Филипова А.Г. Социальное пространство детства: принципы маркирования территорий // Журнал исследований социальной политики. – 2012. – Т.10. – №1. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-prostranstvo-detstva-printsipy-markirovaniya-territoriy, свободный. Дата обращения: 09.04.2018.
25. Чичканова Т.А. Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановке проблемы). Эдукология и Педагогика // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Вып. 4(23). [Электронный ресурс]. – URL: https://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-4-14. Дата обращения: 08.04.2018.
26. Яфизова Р.И., Никитина П.С. Раз­витие ценностного отношения дошкольников к миру взрослых как направление взаимодей­ствия ДОУ с семьей в современных условиях // Инновационные процессы в дошкольном образовании: Сборник научных статей по материалам международной научно­-практической конференции. РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

ребенок как субъект деятельности и поведения, социокультурное пространство, образовательная среда, социокультурное и педагогическое проектирование