ISSN 1997-9657
       

Гогоберидзе А.Г., Езопова С.А., Калабина И.А. Петербургская модель подготовки педагога дошкольного образования. Модернизация длиною в век

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты анализа этапов становления системы подготовки педагогов дошкольного образования в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Цель проведенного анализа – выявление исторических этапов и отличительных черт Петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования, от периода существования Педагогического института дошкольного образования до современного этапа модернизации педагогического образования в России.

Методологической основой исследования стали системный и контекстный подходы, актуальное научное знание о профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, возможностях высшего образования в подготовке педагога дошкольного образования в разные исторические периоды в течение 1918–2018 гг. Методами исследования выступили работа с архивными документами (учебными планами, протоколами заседаний кафедр), историко-ретроспективный и теоретический анализ нормативных документов разных лет и исследований по проблеме, выделение этапов становления Петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования.

Результатом исследования явилось описание четырех этапов становления Петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования в условиях высшего образования, включающее: этап подготовки в условиях функционирования Педагогического института дошкольного образования (1918–1925); этап оформления дошкольной педагогики и методик дошкольного образования как учебных дисциплин и содержательного ядра подготовки педагогов (1926–1992); этап уровневой и вариативной подготовки педагога дошкольного образования (1992–2013); этап разработки новых практико-ориентированных моделей подготовки бакалавров и магистров по профилю «дошкольное образование» (2014 – по сегодняшний день).

Вывод. Проведенное исследование позволяет охарактеризовать сущностные, отличительные черты петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования, выделить перспективные направления развития, определить идеологию проектирования новых Примерных образовательных программ подготовки педагогов дошкольного образования.

Фрагмент статьи

Введение

История становления петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования неразрывно связана с историей крупнейшего педагогического вуза России – РГПУ им. А.И. Герцена, основанного в 1797 году как Санкт-Петербургский воспитательный дом. Уже в начале XIX века часть воспитанников Дома выпускались как акушерки, няни по уходу за грудными детьми, воспитательницы детских садов и гувернантки. В целях подготовки таких специалистов были созданы особые классы подготовки наставниц: «французские», «немецкие», класс надзирательниц за малолетними детьми и др.

Важной вехой в развитии идей подготовки специалистов для работы с детьми дошкольного возраста стало создание в 1871 году общества, объединившего первых энтузиастов дошкольного воспитания, – Санкт-Петербургское Фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию детей. Санкт-Петербургское Фребелевское общество не только создавало первые в России детские сады, но и заложило основы профессионального педагогического образования дошкольных работников в нашей стране. Общество начало свою деятельность в 1872 году с учреждения первых в России Фребелевских курсов по подготовке детских «садовниц» и семейных воспитательниц. Учебные планы включали изучение «педагогики вообще и теорию воспитания Фребеля», «фребелевские рукоделия». Практические занятия проводились в детском саду, открытом обществом в 1873 году при одном из детских приютов в Санкт-Петербурге. Начиная с 1876 года учебный план курсов включал: I курс – для помощниц детских садовниц (с преобладанием практической подготовки), которые не имели права вести самостоятельную работу в детском саду; II курс – для детских садовниц и семейных воспитательниц (с теоретической подготовкой) (Езопова, 2009).

Этап подготовки в условиях функционирования Педагогического института дошкольного образования (1918–1925)

Деятельность Фребелевского общества оказала значительное влияние на развитие отечественной дошкольной педагогики и практической работы в детских садах. В 1918 году при содействии членов Общества четырехгодичные педагогические курсы преобразуются в высшее учебное заведение. Так, в 1918 году начинается подготовка специалистов с высшим образованием для работы в дошкольных учреждениях.

Список литературы

1. Гогоберидзе А.Г., Головина И.В. Модель и модули подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования / Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – №5. – С. 99–107.
2. Гогоберидзе А.Г., Головина И.В. Мо­дерниза­ция процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых основных профессиональных образовательных программ. / Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – №1. – С. 38–45.
3. Гогоберидзе А.Г., Калабина И.А., Савинова Л.Ю. Педагогическая магистратура в институте детства Герценовского университета: история, современность, перспективы // Педагогическая наука и современное образование: Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки 9 февраля 2017 года. Том 1 / Под ред. И.В. Гладкой, С.А. Писаревой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 40–45.
4. Езопова С.А. Исследование направленности учебно-методического обес­печения образовательных программ бака­лав­риата на развитие готовности студентов к обу­чению в магистратуре // Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2009 года. Сборник статей по материалам внутривузовской научной конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, НИИ непрерывного педагогического образования; науч. ред. Н.Ф. Радионова и др. – 2010. – С. 206–214.
5. Езопова С.А. Подходы к разработке ма­ги­стерской программы подготовки специалистов в области методического сопровождения // Педагогическое обра­­зование в эпоху перемен: результаты научных ис­следований и их использование в образовательной практике. Опыт иссле­дований в рамках научного на­правления «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования»: сборник статей по материалам Международной научной конференции / Науч. редакторы: Г.А. Бордовский, В.А. Ко­зырев, Н.Ф. Радионова. – СПб., 2009. – С. 259–263.
6. Езопова С.А. Проектирование паспорта формирования компетенций в рамках основных образовательных программ подготовки бакалавров // Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2010 года: сборник статей
по материалам внутривузовской научной конференции. Рос­сийский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, НИИ непре­рывного пед. образования; науч. ред. Н.Ф. Ра­дионова и др., 2011. – С. 154–160.
7. Езопова С.А., Калабина И.А., Новицкая В.А. Дошкольное образование в Санкт-Петербурге // Воспитатель дошкольного образовательного учреж­дения. – 2018. – №1. – С. 6–20.
8. Езопова С.А., Маневцова Л.М. Ретро­спектив­ный анализ подходов к подготовке руководителей системы дошкольного образования // Педагогика детства: Петербургская научная школа / СПб.: РГПУ, 2005. – С. 234–242.
9. Инновационная система подго­тов­ки педагога. Теории и технологии до­школьного образования в бакалавриате: На­учно-методическое пособие / Под ред. А.Г. Го­гоберидзе, О.Н. Сомковой – СПб.: Книжный дом, 2008. – 363 с.
10. Институт детства Герценовского университета. Коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 432 с.
11. История факультета дошкольного образования РГПУ им. А. И. Герцена / Сост.: Э.В. Онищенко, Л.В. Ро­манюк. – СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1998. – 76 с.
12. Крулехт М.В., Бабаева Т.И., Онищенко Э.В. Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герце-на: страницы истории и современность // Педагогика детства: Петербургская научная школа. – СПб.: РГПУ, 2005. – С. 17–32.
13. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая нау­ка и образование. – 2015. – Т. 20. – №5. – С. 45–64.
14. Образование студента. Теоретические и прак­ти­ческие аспекты проблемы развития субъектной позиции в условиях педагогического вуза: Монография / Под ред. А.Г. Го­гоберидзе. – СПб.: НИИ Химии СпбГУ, 2001. – 273 с.
15. Подготовка прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования. Коллектив­ная монография / Под научной редакцией А.Г. Гогоберидзе. – СПб., 2015.
16. Савинова Л.К. 70 лет факультету дошколь­ного воспитания РГПУ им. А.И. Герцена // Становление теории и прак­тики дошкольного воспитания: межвузов­ский сб. науч. тр. – СПб.: Образование, 1992. – С. 3–20.
17. Gogoberidze A., Kalabina I., Pogosian V., Savinova L. Theory and Practice Integration in Subject-Priented Teacher Preparation. Jointly Offered Master‘s Degree Programs: the Experience of the Institute of Childhood (Herzen University) Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. pp 49-58.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

высшее образование, подготовка педагога дошкольного образования, вариативные модели подготовки педагога дошкольного образования в вузе, содержание подготовки, модернизации процесса подготовки педагога дошкольного образования