ISSN 1997-9657
       

Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Научная школа педагогического института дошкольного образования. Методология гуманитарного исследования современного детства

№7 2018 Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Научная школа педагогического института дошкольного образования. Методология гуманитарного исследования современного детства
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты теоретико-ретроспективного анализа проблемы разработки методологии гуманитарного исследования детства в научной школе Педагогического института дошкольного образования (1918–1925) и кафедры дошкольной педагогики Российского государ­ственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Цель проведенного исследования – анализ и обобщение научно-теоретических подходов, которые легли в основу современной методологии гуманитарного исследования дошкольного детства.

Методологической основой исследования выступили: психолого-педагогический подход как междисциплинарное исследование онтогенеза детской деятельности и условий ее развития; гуманитарный подход как совокупность способов изучения и понимания ребенка как субъекта детских видов деятельности; гуманитарная методология познания. Ключевыми идеями являются изучение ребенка как субъекта, ориентированного на мир взрослых, и социализация-культурация дошкольника на основе единства эмоционально-чувственного мира, познания и деятельности. Методы исследования: теоретический анализ исследований, выполненных в ПИДО и на кафедре дошкольной педагогики Герценовского университета в период с 1918 по 2018 гг., проектирование направлений совершенствования содержания и форм дошкольного образования на основе методологии гуманитарного исследования современного детства.

Результаты. Описание и обобщение научно-теоретических подходов, которые легли в основу дошкольной педагогики как отрасли педагогической науки и методик дошкольного образования, разработанных сотрудниками ПИДО и кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена; характеристика современной методологии исследования детства в проектах кафедры дошкольной педагогики по изучению детства в поликультурном пространстве современной России. Представлены подходы к обновлению дошкольного образования с учетом современного знания о феномене детства.

Выводы. Представление о методологии гуманитарного исследования современного детства позволяет осуществлять изучение современного детства и проектировать взаимодействие с ребенком, ориентированное на его субъектное развитие.

Фрагмент статьи

Введение

Существует ли феномен научных школ в теории и методике дошкольного образования? Если да, то в чем выражается принадлежность к той или иной научно-педагогической школе? Традиционно, в профессиональном сообществе, можно слышать про различия так называемых «московской» и «петербургской (ленинградской)» научных школ дошкольной педагогики.

Попытаемся выделить сущностные характеристики и этапы становления научно-педагогической школы дошкольной педагогики, которая на протяжении более 100 лет развивается в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.

На кафедрах Педагогического института дошкольного образования, а с 1925 года – на кафедре дошкольной педагогики Герценовского университета происходило становление и продолжается развитие научно-педагогической школы, сущностной чертой которой является особое отношение к ребенку дошкольного возраста как «точке отсчета и запуска» всех педагогических процессов.

Независимо от того, под чьим руковод­ством выполняются исследования (а за эти годы на кафедре защищено 135 кандидатских и 8 докторских диссертаций по педагогике), каков содержательный аспект этих исследований, общая логика всегда выстраивается в направлении: от познания ребенка в его уникальном своеобразии проявлений поведения, деятельности, отношений к разработке педагогических условий развития, воспитания, сопровождения дошкольника.

Выдвинутый в XIX веке К.Д. Ушинским постулат о том, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях…», стал воистину отправной точкой развития научно-педагогической школы дошкольной педагогики Герценовского университета.

Ценностно-целевые ориентиры любого исследования на протяжении уже более 100 лет:

• Признание самоценности дошкольного Детства, внимательное, глубокое изучение природы ребенка, его уникальной субкультуры, пусть незначительного с позиций Взрослого, но уже собственного личного опыта;

• Проектирование содержания педагогического процесса, максимально приближенного к реализации потребностей, интересов, способностей Ребенка;

• Разработка условий развития, воспитания Ребенка, условий выбора и ответственности за принимаемые решения, т.е. условия взросления и обретения способности жить полноценной жизнью, быть полноценным гражданином общества и субъектом культуры.

Именно сверхзадача – помочь ребенку прожить полноценно незабываемый, непреходящий, самоценный период Детства – определяет вектор поиска и развития методологии и научного инструментария исследования гуманитарных основ и проявлений ребенка, фиксации, описания и интерпретации фактологических данных о дошкольном детстве.

Список литературы

1. Акулова О.В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.07 / Российский гос. пед. ун-т. – СПб., 1999. – 200 с.
2. Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольника // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
3. Гогоберидзе А.Г. Развитие творческой деятельности в процессе освоения детьми хороводных игр. – Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 1992. – 199 с.
4. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Ребенок как субъект экспертизы качества дошкольного образования. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2013. – №6(27). – С. 224–229.
5. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста // Автореферат дисс. … канд. пед. наук. – Л., 1973. – 28 с.
6. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научные редакторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб., Детство-Пресс, 2017.
7. Институт детства Герценовского университета. Коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. – 432 с.
8. Кафедра дошкольной педагогики герценовского университета: 85 лет подготовки педагога – традиции и инновации: Коллективная монография // Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А. и др. Науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 417 с.
9. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Автореферат дис. … докт. пед. наук. – СПб., 1996. – 41 с.
10. Леушина А.М., Сорокина А.И., Усова А.П. Дошкольная педагогика / Под ред.
Ш.И. Ганелина. – М.-Л.: Гос. учебно-педагогическое издательство, 1946.
11. Логинова В.И. Теоретические основы программы воспитания ребенка-дошкольника // Теоретические основы программы воспитания в детском саду. Межвузовский сборник научных трудов / Ред. коллегия: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлов. – СПб., 1992.
12. Онищенко Э.В. Развитие «метода Е.И. Ти­хеевой» в практике современного дет­ского сада: Ав­тореф. дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 1996. – 19 с.
13. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. Часть 1. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
14. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. Часть 2. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
15. Римбург Р.М. Игра как форма активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ученые записки. – Т. 126. Кафедра дошкольной педагогики. – Л. 1956.
16. Саморукова П.Г. Игры детей (учебное пособие). – Л., 1973.
17. Силаева (Полякова) М.Н. Форми­рование самостоятельности у детей 6 года жизни в конструктивных играх: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Российский гос. пед. ун-т. – СПб., 1993. – 200 с.
18. Солнцева О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Российский гос. пед. ун-т. – СПб., 1998. – 198 с.
19. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Тихеевой. – Пг.-М., 1928.
20. Усова А.П. К вопросу о характере творческих игр детей и правилах руководства ими // Ученые записки. Т. 56. Кафедра дошкольной педагогики ЛГПИ им.А.И. Герцена. – Л., 1947.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

методология гуманитарного исследования современного детства, психолого-педагогический подход, субъектное развитие ребенка в период дошкольного детства, феноменология современного детства