1. Введение
Внезапный переход от обычных занятий в классе к дистанционному обучению, вызванный Covid-19, привел к глубоким изменениям в образовании. Последствия в различных областях, таких как психическое здоровье и социально-экономическая уязвимость, требуют последующего наблюдения и оценки. Кроме того, постпандемическое образование нуждается в тщательном осмыслении совместимых целей, задач и средств, чтобы уменьшить неравенство, усугубленное кризисом, вызванным пандемией.
Таким образом, цель данной статьи – проанализировать неравенство в образовании, усугубленное пандемией, а также влияние дистанционного обучения на учащихся, педагогов и семьи. Наша теоретическая база основана на теоретических исследованиях и философских работах по скорости цифровизации в мире и образовании (Фуко, Вирилио и Тексье).
Многие предыдущие достижения в области доступности образования, его качества и равенства были утрачены. От негативных последствий пандемии пострадали психическое здоровье и мотивация обучающихся. Цифровое образование, даже если оно доступно для всех детей и подростков, подвергшихся социальной изоляции, по-видимому, не обеспечивает того же уровня результатов и даже менее действенно с точки зрения равенства. Как следствие, дистанционное обучение повлекло за собой глубокие изменения в практике и способах обучения, некоторые из которых могут негативно сказаться. Дистанционное обучение, несмотря на более низкую стоимость и престижность, должно использоваться осторожно и экономно. Конечно, это не сравнительная оценка дистанционного образования как такового из-за неоднозначных промежуточных условий его внезапного и широкого применения во время пандемии.
В XXI веке критика в адрес образовательных учреждений резко возросла, и появились такие альтернативы, как отмена школьного обучения и отказ от школы. В условиях пандемии карантин и закрытие школ привели к внезапному и импровизированному переходу на дистанционное обучение, несмотря на его зависимость от компьютерных устройств и сети Интернет, недоступных во многих частях мира. Психическому здоровью детей и взрослых особенно угрожает социальная изоляция, поскольку как достоинства, так и недостатки традиционных школ предстают в новом свете.
Лишение личных контактов было, пожалуй, самой болезненной потерей, указывающей на то, что процессы обучения являются не просто рациональными, а скорее социальными и эмоциональными проблемами. С одной стороны, пандемия усилила прежнее неравенство, как резонатор, а с другой – ограничила доступность и качество образования. Последующее выравнивание может только подчеркнуть значительный откат по сравнению с результатами, достигнутыми в образовании до этого момента. Поэтому в этой статье анализируются основные последствия на основе обзора литературы и других источников, однако без учета данных дистанционного обучения из-за дезориентирующего избытка задействованных переменных. С другой стороны, это указывает на риски, связанные с этим способом анализа.
Пандемия, карантин и ограничения, введенные разными странами, Фуко (Foucault, 2004; 2016) связывает с концепциями гетеротопии и биовласти. В данном случае, гетеротопия относится к модифицированному пространству изоляции, принудительному самоизгнанию, своего рода пустыне, где учащиеся должны учиться самостоятельно, пребывая в виртуальных отношениях с педагогами и сверстниками (Maci; Duboz, 2020).
Полный текст читайте в журнале "СДО"
__________
* Статья является результатом международного исследования «Educational Perspectives Post-Pandemic Crises – PEPPAN» (Перспективы образования после пандемических кризисов), финансируемого FAP-DF. В опросе приняли участие представители пяти стран. В Бразилии – Католический университет Бразилиа (UCB), Федеральный университет Сеара (UFC), Государственный университет Баия (Uneb) и Федеральный центр технологического образования Селсу Сукоу да Фонсека – Рио-де-Жанейро. За рубежом: Университет Республики Уругвай – в Уругвае, в Мексике – Национальный автономный университет Мексики, Леона и Автономный университет Керетаро, в Португалии – Институт высших исследований Fafe (IESF) и, наконец, в России – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.