Гомеш К.А., Соуза К.А. де М. Проблемы и риски дистанционного образования для детей и подростков

Аннотация

Внезапный переход от обычных занятий в классе к дистанционному обучению, вызванный Covid-19, привел к глубоким изменениям в образовании. В детальном анализе и оценке нуждаются также последствия пандемии, коснувшиеся различных аспектов жизни, таких как психическое здоровье и социально-экономическая сфера. Цель данной статьи – проанализировать неравенство в образовании, усугубленное пандемией, а также влияние дистанционного образования на учащихся, преподавателей и семьи. Теоретическая основа статьи базируется на рассмотрении теоретических исследований и философских работ по гетеротопии, скорости цифровизации в мире и образовании. Результаты исследования показывают, что прежние достижения в области доступности школьного образования, его качества и равенства отошли на несколько шагов назад. Психическое здоровье и мотивация учащихся также пострадали от негативных последствий пандемии. Цифровое образование, по-видимому, не обеспечивает прежнего уровня результатов и равенства. Таким образом, дистанционное образование повлекло за собой глубокие изменения в школьной практике и способах обучения, некоторые из которых могут негативно сказаться на учащихся. Дистанционное образование, несмотря на его более низкую стоимость и престижность, следует использовать осторожно и экономно.

Фрагмент статьи

1. Введение

Внезапный переход от обычных занятий в классе к дистанционному обучению, вызванный Covid-19, привел к глубоким изменениям в образовании. Последствия в различных областях, таких как психическое здоровье и социально-экономическая уязвимость, требуют последующего наблюдения и оценки. Кроме того, постпандемическое образование нуждается в тщательном осмыслении совместимых целей, задач и средств, чтобы уменьшить неравенство, усугубленное кризисом, вызванным пандемией.

Таким образом, цель данной статьи – проанализировать неравенство в образовании, усугубленное пандемией, а также влияние дистанционного обучения на учащихся, педагогов и семьи. Наша теоретическая база основана на теоретических исследованиях и философских работах по скорости цифровизации в мире и образовании (Фуко, Вирилио и Тексье).

Многие предыдущие достижения в области доступности образования, его качества и равен­ства были утрачены. От негативных последствий пандемии пострадали психическое здоровье и мотивация обучающихся. Цифровое образование, даже если оно доступно для всех детей и подростков, подвергшихся социальной изоляции, по-видимому, не обеспечивает того же уровня результатов и даже менее действенно с точки зрения равенства. Как следствие, дистанционное обучение повлекло за собой глубокие изменения в практике и способах обучения, некоторые из которых могут негативно сказаться. Дистанционное обучение, несмотря на более низкую стоимость и престижность, должно использоваться осторожно и экономно. Конечно, это не сравнительная оценка дистанционного образования как такового из-за неоднозначных промежуточных условий его внезапного и широкого применения во время пандемии.

В XXI веке критика в адрес образовательных учреждений резко возросла, и появились такие альтернативы, как отмена школьного обучения и отказ от школы. В условиях пандемии карантин и закрытие школ привели к внезапному и импровизированному переходу на дистанционное обучение, несмотря на его зависимость от компьютерных устройств и сети Интернет, недоступных во многих частях мира. Психическому здоровью детей и взрослых особенно угрожает социальная изоляция, поскольку как достоинства, так и недостатки традиционных школ предстают в новом свете.

Лишение личных контактов было, пожалуй, самой болезненной потерей, указывающей на то, что процессы обучения являются не просто рациональными, а скорее социальными и эмоциональными проблемами. С одной стороны, пандемия усилила прежнее неравенство, как резонатор, а с другой – ограничила доступность и качество образования. Последующее выравнивание может только подчеркнуть значительный откат по сравнению с результатами, достигнутыми в образовании до этого момента. Поэтому в этой статье анализируются основные последствия на основе обзора литературы и других источников, однако без учета данных дистанционного обучения из-за дезориентирующего избытка задействованных переменных. С другой стороны, это указывает на риски, связанные с этим способом анализа.

Пандемия, карантин и ограничения, введенные разными странами, Фуко (Foucault, 2004; 2016) связывает с концепциями гетеротопии и биовласти. В данном случае, гетеротопия относится к модифицированному пространству изоляции, принудительному самоизгнанию, своего рода пустыне, где учащиеся должны учиться самостоятельно, пребывая в виртуальных отношениях с педагогами и сверстниками (Maci; Duboz, 2020).

Полный текст читайте в журнале "СДО"

__________

* Статья является результатом международного исследования «Educational Perspectives Post-Pandemic Crises – PEPPAN» (Перспективы образования после пандемических кризисов), финансируемого FAP-DF. В опросе приняли участие представители пяти стран. В Бразилии – Католический университет Бразилиа (UCB), Федеральный университет Сеара (UFC), Государственный университет Баия (Uneb) и Федеральный центр технологического образования Селсу Сукоу да Фонсека – Рио-де-Жанейро. За рубежом: Университет Республики Уругвай – в Уругвае, в Мексике – Национальный автономный университет Мексики, Леона и Автономный университет Керетаро, в Португалии – Институт высших исследований Fafe (IESF) и, наконец, в России – Московский государ­ственный университет имени М.В. Ломоносова.

 

Список литературы
  1. Amian, M. S. Psychosocial risk factors associated with mental health of adolescents amidst the COVID-19 pandemic outbreak. International of Social Psychiatry, [s. l.], v, 68, n.1, p. 6-8, 2020. https://doi.org/1177/0002076402097/1008
  2. Araújo, L. A. et al. The potential impact of the COVID-19 pandemic on child growth and development: a systematic review. Jornal de Pediatria, Rio de Janeiro, v. 97, n. 4, p. 369-377, Jul./Ago. 2021. https://doi.org/10.1016/j.jped.2020.08.008
  3. Babvey, P. et al. Using social media for assessing children’s exposure to violence during the COVID-19 pandemic. Child Abuse & Neglect, [s. l.], v. 116, pt. 2, e104747, June 2021. https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2020.104747
  4. Bates, L.C. et al. COVID-19 impact on behaviors across the 24-hour day in children and adolescents: physical activity, sedentary behavior, and sleep. Children, Basel, v. 7, n. 9, e138, Sep. 2020. https://doi.org/10.3390/children7090138
  5. Besolí, G.; Palomas, N.; Chamarro, A. Uso del móvil en padres, niños y adolescentes: creencias acerca de sus riesgos y beneficios. Aloma, [s. l.], v. 36, n. 1, p. 29-39, 2018. https://doi.org/10.51698/aloma.2018.36.1.29-39
  6. Borkowski, A. et al. COVID-19: missing more than a classroom: the impact of school closures on children’s nutrition. Florence: Unicef Office of Research – Innocenti, 2021.
  7. Bourdieu, P.; Passeron, J. C. La réproduction: éléments pour une théorie du système d’enseignement. Paris: Minuit, 1970.
  8. Buheji, M. et al. Children and coping during COVID-19: a scoping review of bio-psycho-social factors. International Journal of Applied Psychology, [s. l.], v. 10, n. 1, p. 108-15, May 2020. https://doi.org/10.5923/j.ijap.20201001.02
  9. Carrillo, C.; Flores, M. A. COVID-19 and teacher education: a literature review of online teaching and learning practices. European Journal of Teacher Education, v. 43, n. 4, p. 466-487, Sep. 2020. https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1821184
  10. Castells, M. Sociedade em rede. São Paulo: Paz e Terra, 2016.
  11. Chudal, R. et al. Victimization by traditional bullying and cyberbullying and the combination of these among adolescents in 13 European and Asian countries. European Child and Adolescent Psychiatry, [s. l.], Apr. 2021. https://doi.org/10.1007/s00787-021-01779-6
  12. Eleuteri, S.; Terrzitta, G. Sexuality during the COVID-19: the importance of internet. Sexologies, [s. l.], v. 30, n. 1, e55-e60, Jan./Mar. 2021. https://doi.org/10.1016/j.sexol.2020.12.008
  13. Fikkers, K. M.; Piotrowski, J. T.; Valkenburg, P. M. A matter of style? Exploring the effects of parental mediation styles on early adolescents’ media violence exposure and aggression. Computers in Human Behavior, New York, n. 70, p. 407-415, May 2017. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.01.029
  14. Fikkers, K.M. et al. The role of perceived peer norms in the relationship between media violence exposure and adolescents’ aggression. Media Psychology, Mahwah, v. 19, n. 1, 2016. https://doi.org/10.1080/15213269.2015.1037960
  15. Foucault, M. Histoire de la sexualité. I : La volonté de savoir. Paris: Gallimard, 2016.
  16. Foucault, M. Surveiller et punir. Paris: Gallimard, 2004.
  17. García Varas, A. La “dromocracia” o el régimen de la velocidad absoluta (Paul Virilio). Un diagnóstico de sus derivaciones mórbidas en la existencia. Araucaria, Sevilla, v. 19, n. 38, p. 49-71, jul./dic. 2017. https://doi.org/10.12795/araucaria.2017.i38.03
  18. García Varas, A. Tiempo, cuerpo y percepción en la imagen técnica. Paul Virilio y la “Estética de la Desaparición”, Stvdivm: Revista de Humanidades, Zaragoza, v. 16, p. 231-247, 2010.
  19. Gilbert, A. F. Privatisée, marchandisée: l’école archipel. Dossier de Veille de l’IFÉ [s. l.], n. 137, Mai 2021.
  20. Gindt, M. et al. Conséquences psychiatriques de la pandémie de la Covid 19 chez l’enfant et l’adolescent. Neuropsychiatrie de l’Enfance et de l’Adolescent, Paris, v. 69, n. 3, p. 115-120, May 2021. https://doi.org/10.1016/j.neurenf.2021.01.001
  21. Giroux, H. A. The plague of neoliberalism and the politics of pandemics. In: EVANS, B. (org.). The quarantine files: thinkers in self-isolation. Los Angeles: Los Angeles Review of Books, 2020. p. 211-221.
  22. Glévarec, H. La culture de la chambre: préadolescence et culture contemporaine dans l’espace familial. Paris: Ministère de la Culture et de la Communication, 2010.
  23. Gobbi, A.; Rovea, F. Enseñanza a distancia y enseñanza como distancia. Teoría de la Educación. Revista Interuniversitaria, [s. l.], v. 33, n. 1, p. 71-87, 2021. https://doi.org/10.14201/teri.23451
  24. Gomes, C. A. et al. A COVID-19 e o direito à educação. Revista Internacional de Educación para la Justicia Social, [s. l.], v. 9, n. 3e, p. 1-14, 2020.
  25. Gomes, C. A. et al. Education during and after the pandemics. Ensaio: Avaliação e Políticas Públicas em Educação, Rio de Janeiro, v. 29, n. 112, jul./set. 2021. https://doi.org/10.1590/S0104-40362021002903296
  26. Günther, P. S., et al. COVID-19 – aktuelle Herausforderungen in Schule und Bildung. Erste Befunde des Schul-Barometers in Deutschland, Österreich und der Schweiz. Münster: Waxmann, 2020.
  27. Gupta, S.; Jawanda, M. K. The impacts of COVID-19 on children. Acta Paediatrica, [s. l.], v. 109, n. 11, p. 2181-2183, 2020. https://doi.org/10.1111/apa.15484
  28. Harjule, P.; Rahman, A.; Agarwal, B. A cross-sectional study of anxiety, stress, perception and mental health towards online learning of school children in India during COVID-19. Journal of Interdisciplinary Mathematics, [s. l.], v. 24, n. 2, p. 411-424, 2021. https://doi.org/10.1080/09720502.2021.1889780
  29. Hendrick, C. Challenging the “education is broken” and Silicon Valley narratives. researchED, v. 1, n. 1, p. 15-17, July 2018.
  30. Kerres, M. Against all odds: education in Germany coping with Covid-19. Postdigital Science and Education, [s. l.], v. 2, n. 3, 690-694, 2020. https://doi.org/10.1007/s42438-020-00130-7
  31. Lobe, B. et al. How children (10-18) experienced on line risks during the Covid-19 lockdown – Spring 2020. Key findings from surveying families in 11 European countries. Luxembourg: European Union, 2020.
  32. Maci, E.; Duboz, P. Épidemie de Covid-19 en France: Logiques biopolitiques d’un confinement. Recherches en Éducations, [s. l.], Jul. 2020. https://doi.org/10.4000/rechercheseducations.8806
  33. Makarova, E.A.; Makarova, E.L. Aggressive behavior in online gabs and cybervictimization of teenagers and adolescents. International Electronic Journal of Elementary Education, [s. l.], v. 12, n. 2, p.157-165, Dec. 2019.
  34. Marín Cortés, A. F.; Hoyos De Los Ríos, O. L.; Sierra Pérez, A. Factores de riesgo y factores protectores relacionados con el cyberbullying entre adolescentes: una revisión sistemática. Papeles del Psicólogo, [s. l.], v. 40, n. 2, p. 109-124, mayo-ago. 2019.
  35. Ramaswamy, S.; Seshadri, S. Children on the brink: Risks for child protection, sexual abuse, and related mental health problems in the COVID-19 pandemic. Indian Journal of Psychiatry, v. 62, Suppl. 3, p. S404-S413, 2020. https://doi.org/ 10.4103/psychiatry.IndianJPsychiatry_1032_20
  36. Romero, A.L.; Prieto, T. Violencia online en jóvenes de un bachillerato de México. Revista Espacios, [s. l.], v. 42, n. 3, p. 42-58, 2021. https://doi.org/ 10.48082/espacios-a21v42v03p04
  37. Rondini, C.A.; Pedro, K.M.; Duarte, C.S. Pandemia da COVID-19 e o ensino remoto presencial: Mudanças na práxis docente. Educação, [s. l.], v. 10, n. 1, p. 41-57, 2020. https://doi.org/10.17564/2316-3828.2020v10n1p41-57
  38. Scarborough, R. Faculty as nonpersons at pandemic U. Academia Letters [s. l.], Feb. 2021. https://doi.org/10.20935/AL247
  39. Selwyn, N. et al. What’s next for Ed-Tech? Critical hopes and concerns for the 2020s. Learning, Media and Technology, v. 45, n. 1, p. 1-6, 2020. https://doi.org/10.1080/17439884.2020.1694945
  40. Soldatova, G.U.; Rasskova, E.; Chigarkova, S.V. Digital socialization of adolescents in the Russian Federation: parental mediation, online risks, and digital competence. Psychology in Russia, [s. l.], v. 13, n. 4, p. 191-206, 2020. https://doi.org/ 10.11621/pir.2020.0413
  41. Sousa, G. H. S. et al. Educação Remota Emergencial (ERE): um estudo empírico sobre capacidades educacionais e expectativas docentes durante a pandemia da COVID-19. Research, Society and Development, [s. l.], v. 10, n. 1, p. 1-18, 2021.
  42. Spitzer, M. Digitale Demenz: Wie wir uns und unsere kinder um den Verstand bringen. Munique: Droemer 2012.
  43. Teräs, M. et al. Post-Covid-19 education and education technology ‘solutionism’: a seller’s market. Postdigit Science and Education, [s. l.], v. 2, p. 863-878, 2020. https://doi.org/10.1007/s42438-020-00164-x
  44. Texier, D. Peut-on parler d’un ennui contemporain à la génération numérique? Enfances & Psy, v. 2, n. 2, p. 74-84, 2016. https://doi.org/10.3917/ep.070.0074
  45. United Kingdom. Office for National Statistics. Coronavirus (COVID-19) related deaths by ethnic group, 2020. Coronavirus (COVID-19) related deaths by ethnic group, London: Office for National Statistics, 2020.
  46. United Nations Educational, Scientific And Cultural – UNESCO. UNESCO figures show two thirds of an academic year lost an average worldwide due to Covid-19 school closures. Paris: Unesco, 2021. Available from: https://en.unesco.org/news/unesco-figures-show-two-thirds-academic-year-lost-average-worldwide-due-covid-19-school. [access 2021 Dec. 23].
  47. United Nations Educational, Scientific And Cultural – UNESCO; United Nations Children Fund – UNICEF; The World Bank. What have we learnt? Overview of findings from a survey of ministries of education on national responses to COVID-19. Paris, Unesco; New York, Unicef; Washington, DC.: The World Bank, 2020.
  48. Virilio, P. The information bomb. Londres: Verso, 2009.
  49. Virilio, P. Vitesse et politique. Paris: Galilée, 1977.
  50. Waddington, D. I. Time war: Paul Virilio and the potential educational impacts of real-times strategy videogames. Philosophical Inquiry in Education, [s. .l.], v. 27, n. 1, p. 46-61, 2020. https://doi.org/10.7202/1070277ar
  51. World Bank Data. Data Bank. World Development Indicators. Available from: databank.org/source/world-development-indicators. Access on Nov. 12th, 2021.
  52. Ye, J. Pediatric mental and behavioral health in the period of quarantine and social distancing With COVID-19. JMIR Pediatrics and Parenting, Toronto, v. 3, n. 2, e19867, July 2020. https://doi.org/10.2196/19867
  53. Yeasmin, S. et al. Impact of COVID-19 pandemic on the mental health of children in Bangladesh: a cross-sectional study. Children and Youth Services Review, [s. l.], v. 117, n. 2020, p. 1-7, 2020. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105277
  54. Zelner, J. et al. Racial disparities in coronavirus disease 2019 (COVID-19) mortality are driven by unequal infection risks. Clinical Infectious Diseases, v. 72, n. 5, p. e88, 2021. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105277
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

пандемия, психическое здоровье, насилие, неравенство в образовании, дистанционное образование