Горшкова Е.В. К вопросу о развитии образно-пластического творчества у детей 3–4 лет

№2 2018 Горшкова Е.В. К вопросу о развитии образно-пластического творчества  у детей 3–4 лет
Аннотация

Данная публикация является второй в серии статей, рассматривающей вопросы развития образно-пластического творчества у дошкольников, которое понимается как вид художественно-игровой деятельности, где образы разнохарактерных персонажей, взаимодействующих в сюжетных ситуациях, воплощаются посредством языка выразительных движений и телесной пластики. В статье поясняется сходство образно-пластического творчества с игрой (импровизационный характер, исполнение роли и др.). Раскрываются психолого-педагогические условия развития образно-пластического творчества у детей 3–4 лет, обеспечивающие формирование у них первичных наглядно-действенных представлений о простейших выразительных возможностях языка движений для воплощения образа и «бессловесного» общения. Поясняются основные методические принципы работы с младшими дошкольниками на основе обучения их языку выразительных движений – по двум главным направлениям методики: развитию эмоционально-двигательного взаимодействия
и способности к образному перевоплощению. Описываются этапы работы по каждому из этих направлений: освоение простейших способов воплощения образа (от внешних действий к внешним и внутренним свойствам персонажа) и жестового общения с игровым партнером (куклой, взрослым в роли персонажа и др.). Дается краткая характеристика вспомогательных направлений, способствующих развитию продуктивного воображения, выразительности движений и элементов композиционного творчества. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 3–4 лет: образ персонажа воплощается схематично – единичными движениями, обозначающими его действия; появляются фрагменты, передающие образные эмоции или характерную пластику персонажа с помощью комплексного сочетания выразительных движений рук, ног, головы, корпуса. Основной результат к концу младшей группы – начальное развитие способности
к осмысленному и произвольному исполнению образных движений.

Фрагмент статьи

Введение

Образно-пластическое творчество дошкольников – вид художественно-игровой деятельности, где образы разнохарактерных персонажей, взаимодействующих в сюжетных ситуациях, воплощаются посредством языка выразительных движений и телесной пластики. Такая деятельность является оптимальной для развития у детей продуктивного воображения – психического процесса, лежащего в основе творчества. Она близка драматизации, детской игре и отвечает двигательной природе детского воображения, образы которого ребенок строит действенно, «при посредстве собст­венного тела» (Выготский, 1991, С. 65).

Подобно классической сюжетно-ролевой игре, образно-пластическое творчество связано с действием в воображаемой («мнимой», по выражению Л.С. Выготского) ситуации, «которая не видится, а только мыслится».

В ней дошкольник начинает действовать независимо от того, что он реально видит, но учится руководствоваться в своем поведении смыслом этой ситуации. В игре дошкольников впервые начинается расхождение смыслового поля и реально видимого поля (Выготский, 1966). Это же расхождение воображаемого и реального планов имеет место и в образно-пластическом творчестве, благодаря чему становится возможным построение образов (персонажей) – сначала воплощенных во внешних выразительных движениях, а затем переходящих во внутренний план представлений. Чем полнее внешний двигательно-пластический образ персонажа, тем богаче воображаемый образ и тем активнее развивается воображение.

Различают два вида образно-пластического творчества:

1) «сочинительское», направленное на конструирование двигательно-пластического образа, создание композиции образных движений как целостного произведения или его фрагмента;

2) исполнительское творчество, или актерская выразительность.

У дошкольников творчество носит характер импровизации, поэтому «сочинение» и исполнение могут сливаться в едином процессе. Педагогу важно уметь различать особенности этих видов творчества, чтобы методически точно проводить их развитие у детей. Более подробно оба вида творчества описаны в предыдущей статье (Горшкова, 2017, №7).

Общность образно-пластического творчества с игрой заключается также в совпадении целей и результатов деятельности, а именно: в осуществлении роли (цель) и в том, как она осуществляется (результат). Привлекательность роли для ребенка – настолько, чтобы он хотел ее исполнять и стремился в этом к наивысшему результату, – определяется насыщенностью действий исполняемого персонажа и его связями с ролями других участников игры (Эльконин, 1995; Дьяченко, 1995).

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. О построении движений // Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 608 с.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебник. 5-е изд. – Л.: Искусство. 1980. – 192 с.
3. Венгер Л.А. Соотношение речи и образа в решении дошкольниками мыслительных задач // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – С. 3–13.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
6. Выразительное движение. Программа «Развитие» для младшей группы детского сада / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: МГППИ, 1999. – С. 90–100.
7. Горшкова Е.В. Младшая группа. Планы занятий // Выразительное движение. Программа и планы занятий для детей 3–7 лет. – М., 2009. – С. 6–45.
8. Горшкова Е.В. Наблюдение за невербальным поведением человека. Язык тела: Учебно-методическое пособие. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. – 64 с.
9. Горшкова Е.В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 79 с.
10. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7. – С. 29–37.
11. Горшкова Е.В. Обучение языку движений как средство формирования музыкально-двигательного творчества. Дисс. … канд. пед. наук (13.00.01 – Теория и история педагогики). – М.: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, 1989. – 251 с.
12. Горшкова Е.В. Развитие моторики у дошкольников: Учебное пособие. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2017. – 76 с.
13. Горшкова Е.В. Развитие у дошкольников образно-пространственной ориентировки // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016. – №4. – С. 32–43.
14. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие невербального общения // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016. – №6. – С. 35–51.
15. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности // Справочник педагога-психолога. Детский
сад. – 2016. – №5. – С. 40–55.
16. Дьяченко О.М. Предисловие // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. статей / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Международный образовательный психологический колледж, 1995. – С. 3–12.
17. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: Международный образовательный психологический колледж, 1996. – 197 с.
18. Запорожец А.В. Установка и ее роль в регуляции человеческих движений. Моторика и личность // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – С. 189–227.
19. Неверович Я.З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. статей / Под ред. А.Н. Леонтьева
и А.В. Запорожца. – М.: Международный образовательный психологический колледж, 1995. – С. 123–131.
20. Рубинштейн С.Л. Выразительные движения // Основы общей психологии [Электронный ресурс]. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
21. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. статей / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Международный образовательный психологический колледж, 1995. – С. 26–43.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

образно-пластическое творчество, исполнительское творчество, элементы сочинительского творчества, выразительное воплощение образа, выразительные движения, выразительность движений, психолого-педагогические условия