Ошибка
  • Копирование не удалось
  • Копирование не удалось
  • Копирование не удалось

Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 6–7 лет

№3 2022 Горшкова Е.В.  О развитии образно-пластического творчества у детей 6–7 лет
Аннотация

Актуальность тематики статьи. Образно-пластическое творчество оптимально для развития у дошкольников продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. Продолжение его развития на основе обучения языку движений позволяет детям 6–7 лет не только решать сложные творческие задачи, но и осваивать способы невербального общения.

Цель статьи – раскрыть возможности развития образно-пластического творчества у детей 6–7 лет на основе обучения языку выразительных движений, которое является продолжением и кульминацией работы, осуществляемой с младшей группы.

Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психологического развития детей 6–7 лет показаны возможности решения детьми достаточно трудных задач на сочинение и творческое исполнение в ходе воплощения образов разнохарактерных персонажей в сюжетных ситуациях. Поясняются психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 6–7 лет. Раскрываются особенности методики, центральным моментом которой становится детализация образа – с комплексным решением задач развития у детей образно-пластического взаимодействия и способности к образному перевоплощению. Описываются виды учебно-творческих заданий, направленных на развитие: способов детализации образов; умения чутко воспринимать (понимать) партнера; новых способов условно-сценического взаимодействия; выразительного исполнения по ролям целостных сюжетных композиций, – а также развитие сочинительского творчества в собственном смысле слова в процессе создания под музыку (в сотворчестве со сверстником) композиции образно-пластического этюда по обобщенному сюжету, заданному словесно.

Результаты исследования. В ходе и по завершении развивающего обучения дети 6–7 лет детализируют образы (персонажей) с их развитием от эпизода к эпизоду целостного сюжета, что становится одним из основных признаков сочинительского образно-пластического творчества, которое сочетается с творческим исполнением в образно-пластических импровизациях под заданное музыкальное сопровождение. Данные диагностических исследований подтверждают эффективность методики развития у детей 6–7 лет образно-пластического творчества как итог работы по программе.

Заключение. Методика развития образно-пластического творчества в соответствии с возрастными возможностями детей 6–7 лет позволяет реально развивать детское творчество в художественно-игровой деятельности.

Фрагмент статьи

Введение

В данной статье, обсуждая возможности развития у детей 6–7 лет образно-пластического творчества, мы говорим о тех детях, кто посещает подготовительную группу детского сада и с кем в предыдущих возрастных группах велось целенаправленное развитие творчества по программе «Выразительное движение» (Горшкова, 1999, 2017, 2018-а; 2019-б).

Возрастные особенности этих шести-семилеток определяются двумя принципиальными обстоятельствами. Первое состоит в том, что дошкольники этого возраста входят в так называемый кризис 7 лет, с его негативными проявлениями: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.п. (Выготский, 1984. С. 251) и большими позитивными достижениями: «возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям» (Там же. С. 253).

Второе обстоятельство: в подготовительной группе работа по программе «Выразительное движение» достигает своей кульминации, т.е. аккумулирует все ранее освоенные умения и творческий опыт дошкольников и создает новые возможности для образно-пластического творчества детей – как исполнительского, так и «сочинительского» в собственном смысле слова.

Сочетание этих двух обстоятельств рассмотрим подробнее.

Кризис 7 лет (как и любой другой возрастной кризис) – это определенный период онтогенетического развития, моменты его наступления и окончания трудно определить, но характерное резкое обострение в середине периода обращает на себя внимание и отличает его от стабильных эпох детского развития (Выготский, 1984. С. 249). У разных детей, даже со сходными особенностями и условиями развития, он проходит по-разному, с большими вариациями. «Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые… в высшей степени своеобразны и специфичны» (Там же. С. 254).

Ребенка 7 лет отличает «утрата детской непосредственности» (С. 376): между переживанием и непосредственным поступком вклинивается интеллектуальный момент (С. 377) – у ребенка «возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях», которые приобретают смысл и обобщенный характер, впервые возникает «аффективное обобщение, логика чувств» (Выготский, 1984. С. 379).

В применении к развитию образно-пластического творчества – это позволяет ребенку более осмысленно относиться к образному содержанию, которое он воплощает, передавая в выразительных движениях взаимоотношения и переживания персонажей; более осознанно и произвольно управлять своими эмоциями, сдерживая непосредственные реакции, чтобы они не разрушили воплощаемый образ.

Игра как ведущая деятельность дошкольного периода у детей 6–7 лет обретает определенные особенности. Она продолжает быть необходимой ребенку для эмоционального благополучия, самовыражения, самоутверждения, для организации общения со сверстниками. «Собственно ролевая игра развивается в сторону конкретизации образа персонажа, роль которого берет на себя ребенок. Не просто назвать себя, условно обозначить свою роль, а уподобиться образу, максимально приблизиться к нему… – вот что становится очень важным» (Михайленко, Короткова, 1990. С. 99–100).

У детей 6–7 лет появляется и развивается такой вид игры, как фантазирование: игра разворачивается в словесно оформленном плане, без опоры на реальные игровые дейст­вия в предметной среде, и строится «как чистая игра воображения» (Там же. С. 102). Такие возможности детей делают особо эффективным метод словесного описания педагогом воображаемой ситуации для развития образно-пластического творчества. И если в предыдущих группах такие рассказы отчасти конкретизировали время и место действия, характеры персонажей, объясняли, почему у них меняется настроение, то теперь обобщенно заданную в рассказе «мнимую ситуацию» (Выготский, 1966) дети достраивают в воображении, что становится одной из основ их различных замыслов последующего воплощения образов посред­ством выразительных движений. Своеобразие подобного замысла (как и сюжетосложения в ролевой игре) в том, что он «не “додумывается” дошкольником до конца, в деталях» (Михайленко, Короткова, 1990. С. 105), а начинает реализовываться, обретая свою конкретную форму в процессе воплощения, как импровизация.

Если говорить об особенностях развития моторики, дошкольный возраст в целом – период преимущественно количественного усиливания и налаживания всех уровней построения движений (Бернштейн, 1991; 1997) с преобладанием подуровня локомоций и гимнастикоподобных телодвижений. К концу этого периода дети особенно «грациозны и подвижны. Они хорошо и быстро бегают, прыгают, лазают. У них развито уже чувство ритма, … они обладают разнообразной и выразительной мимикой и, рассказывая о чем-нибудь, оживленно и убедительно жестикулируют. Очень хорошо удается им и подражательное воспроизведение чужих движений…, а в карикатурном передразнивании двигательных недостатков своего товарища… <ребенок> способен достигать жестокой виртуозности» (Бернштейн, 1991. С. 147).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 608 с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
6. Горшкова Е.В. Диагностика образно-пластического творчества дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2020-а. – Т. 25. – № 3. – C. 30–39.
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250303
7. Горшкова Е.В. Знакомьтесь «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10. – С. 10–15.
8. Горшкова Е.В. К вопросу о развитии образно-пластического творчества у детей 3–4 лет // Современное дошкольное образование. – 2018-а. – №2. – С. 4–13.
9. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет // Современ­ное дошкольное образование. – 2022. – №1(109). – С. 15–25. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25
10. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7. – С. 29–37.
11. Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детьми 5–7 лет // Современное дошкольное образование. – 2020-б. – №2(98). – С. 28–37. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066
12. Горшкова Е.В. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // Возможности и риски цифровой среды: Сб. материалов VII Всероссийской научно-практической конферен­ции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обу­ховой) / Ред. Т.А. Басилова, Е.Г. Дозорцева и др. Т. 1. – М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019-а. – С. 143–146.
13. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: учебное пособие. – М.: «Авторский Клуб», 2018-б. – 336 с.
14. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет // Современное дошкольное образование. – 2019-б. – №6(96). – С. 24–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056
15. Горшкова Е.В., Кириличева Т.Л. Изучение развития продуктивного воображения у детей 6-го года жизни // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2011. – №5. – С.17–29.
16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
17. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: МОиПК, 1995. – С. 112–122.
18. Ершов П.И. Режиссура как практическая психология // Искусство толкования. В 2-х частях. Ч. 1. – Дубна: Феникс, 1997. – 357 с.
19. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: МОиПК, 1995. – С. 13–25.
20. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
21. Неверович Я.З. Развитие предметных движений у ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: МОиПК, 1995. – С. 123–131.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

образно-пластическое творчество, исполнительское творчество, сочинительское творчество, выразительные движения, психолого-педагогические условия