ISSN 1997-9657
       

Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики

№07 2017 Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики
Аннотация

В статье основное внимание уделено теоретическим вопросам целенаправленного развития образно-пластического творчества у дошкольников. Их предваряет краткий обзор подходов к пониманию природы выразительности движений (в психологии, искусствоведении, психофизиологии). Даются определения ключевым понятиям (образ; образно-пластическое творчество; исполнительское и сочинительское творчество и др.). Образные движения рассматриваются как произвольные выразительные движения, освоение которых дошкольниками способствует развитию у них широкого спектра способностей: творческих, коммуникативных, регуляторных. Поясняются основные принципы автор­ской методики развития образно-пластического творчества у детей 3–7 лет на основе обучения их языку движений – в сопоставлении с традиционным в практике детского сада подходом к развитию творчества на материале выразительных (танцевальных) движений.

Фрагмент статьи

Введение

Детское творчество, называемое образно-пластическим, наиболее полно представлено в особом виде художественно-игровой деятельности дошкольников, направленной на создание образов персонажей посредством выразительных движений и пластики тела ребенка (без сопровождающих словесных ролевых реплик). Признаком образно-пластического творчества является выразительность воплощения образа. Она предполагает придумывание двигательно-пластических способов передачи образа и эмоционально-выразительное исполнение придуманного.

Образно-пластическое творчество дошкольников включает произвольные выразительные движения, направленные на воплощение образа персонажа (образные движения). Кроме этого, в процессе воплощения у ребенка прорываются непроизвольные выразительные реакции, весьма информативно отражающие его собственные спонтанные эмоции по поводу ситуации творческого задания и своей успешности в нем.

В детском образно-пластическом творчестве образ рассматривается двояко. Исходно он выступает для ребенка как задаваемая взрослым (извне) характеристика свойств персонажа – с помощью словесного рассказа о самом персонаже, о воображаемой ситуации, в которой он действует, или с помощью наглядного образца выразительных движений. Это порождает в сознании ребенка первичные, очень отрывочные и неполные представления о персонаже. Однако, когда дошкольник начинает воплощать его с помощью движений собственного тела, то это – в силу двигательной природы детского воображения (Выготский Л.С., 1991) – становится основным механизмом построения целостного образа-представления о том, какими двигательно-пластическими способами можно передать образ персонажа, и какими характеристиками (внешними и внутренними) обладает сам персонаж. В дальнейшем представление ложится в основу «программы» выполнения творческого задания. В процессе выполнения, благодаря дополнительным найденным движениям и пластическим нюансам, образ одновременно изменяется и уточняется. В итоге образ-представление о персонаже и способах его воплощения обогащается, становясь результатом творчества ребенка, доступным для визуального восприятия зрителям.

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. О построении движений // Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 608 с.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебник. 5-е изд. – Л.: Искусство. 1980. – 192 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк : Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – С. 65.
4. Выразительное движение / Горшкова Е.В. // Программа «Развитие» для младшей группы детского сада / Под ред. О.М. Дья­ченко. – М.: МГППИ, 1999. – С. 90–100.
5. Выразительное движение / Горшкова Е.В. // Программа «Развитие» для средней группы детского сада / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: МГППИ, 1999. – С. 66-74.
6. Выразительное движение / Горшкова Е.В. // Программа «Развитие» для старшей группы детского сада / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: МГППИ, 1999. – С. 70–76.
7. Выразительное движение / Горшкова Е.В. // Программа «Развитие» для подготовительной группы детского сада / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: МГППИ, 1999. –
С. 68–73.
8. Горшкова Е.В. Наблюдение за невербальным поведением человека. Язык тела. Учебно-методическое пособие. – М.: МГППУ, 2013. – 64 с.
9. Горшкова Е.В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 79 с.
10. Горшкова Е.В. Обучение языку движений как средство формирования музыкально-двигательного творчества. Дисс. … канд. пед. наук (13.00.01 – Теория и история педагогики). – М.: НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, 1989. – 251 с.
11. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5–7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ. – М.: Гном и Д, 2002. – 120 с.
12. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5–7 лет. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ. – М.: Гном и Д, 2004. – 144 с.
13. Горшкова Е.В. Психологические особенности танцевального творчества детей дошкольного возраста. Дипломная работа / Науч. рук. канд. психол. наук В.Я. Кисленко. –
М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1983. – 104 с.
14. Горшкова Е.В. Развитие моторики у дошкольников: Учебное пособие. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2017. – 76 с.
15. Горшкова Е.В., Кириличева Т.Л. Изу­чение развития продуктивного воображения у детей 6-го года жизни // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2011. – №5. –
С. 17–29.
16. Горшкова Е.В., Романова Т.В. Оптимизация взаимоотношений детей 6–7 лет в группе сверстников посредством театрализованной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С. 30–39.
17. Карпенко Л.А. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 240.
18. Кудрявцев В.Т. Становление свободы // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 12–21.
19. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 342.
20. Рубинштейн С.Л. Выразительные движения // Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
21. Стеркина Р., Князева О. «Я, ты, мы». Программа по социально-эмоциональному развитию для детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. –
С. 2–16.
22. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

образно-пластическое творчество, исполнительское творчество, сочинительское творчество, образ, выразительное воплощение образа, выразительные движения, выразительность движений