В статье описываются особенности воплощения двигательно-пластических образов в индивидуальном творческом задании (по авторской диагностической методике «Видеописьмо»): с помощью выразительных движений ребенок передает содержание словесно заданных понятий (эмоций, черт характера). Согласно гипотезе, у детей от среднего к старшему дошкольному возрасту растет доля произвольных выразительных движений как средств воплощения заданного образа и уменьшается доля собственных непроизвольных выразительных движений как спонтанных реакций на ситуацию творческого задания. Сравниваются две выборки дошкольников: экспериментальные группы, где проводилось 4-летнее целенаправленное развитие образно-пластического творчества на основе обучения языку движений (по программе «Выразительное движение»), и контрольные группы детей аналогичных возрастов, которые не обучались по этой программе. Показано, что в экспериментальных группах подтверждение гипотезы – более яркое, чем в контрольных, что доказывает активное влияние обучения языку движений на развитие осознанного использования двигательно-пластических средств для творческого воплощения образа.
За последние четверть века в образовательной работе с дошкольниками педагоги, психологи все активнее обращаются к технологиям развития творчества, невербального общения, эмоций, произвольного поведения** посредством обучения выразительным движениям (Горшкова, 2011, 2016, 2017, 2018, 2019; Кириличева, 2011; Романова, 2017; Жабина, 2019). Растет запрос на познание и освоение методов расширения зоны ближайшего развития в этих сферах и оценки детей согласно возрастным нормам.
Развитие творчества и лежащего в его основе воображения оптимально проходит в деятельности, где ребенок воплощает образ «при посредстве собственного тела», что соответствует двигательной природе детского воображения (Выготский, 1991. С. 63). Такой деятельностью, оптимальной для развития продуктивного воображения дошкольников, является образно-пластическое творчество (Горшкова, 1999, 2017, 2018, 2019), признаком которого является выразительность воплощения образа (Горшкова, 2018-б). В данной статье рассматривается выразительность двигательно-пластического образа как продукта образно-пластического творчества дошкольников (Горшкова, 1999; 2017) и особенности его воплощения детьми от 5 до 7 лет, выявленные с помощью экспериментальной диагностики.
Двигательно-пластический образ понимается как отражение свойств воплощаемого объекта (персонажа, его действий, переживаний) посредством выразительных движений и пластики человеческого тела.
Образ может быть:
• внешним (по отношению к ребенку), как культурный образец способов его передачис помощью выразительных движений (например, взрослый показывает их ребенку); • продуктом деятельности дошкольника, подражающего (в обучении) движениям взрослого или действующего самостоятельно (в творческих заданиях); продукт нередко не идентичен образцу, т.к. чаще всего воспроизводятся не все его элементы, дополняются другие движения, пластические особенности из-за индивидуальной манеры исполнения; продукт наблюдаем окружающими;
• (внутренним) представлением ребенка о способах двигательно-пластического воплощения образа, возникающим на основе зрительно-моторной ориентировки в образце и дополняемым в ходе построения ребенком собственного продукта при передаче свойств изображаемого персонажа; в свою очередь, представление о способах воплощения образа становится внутренней программой управления движениями ребенка (Бернштейн, 1997; Рубинштейн, 1998) – в обучении, творчестве.
Культурными образцами для ребенка становятся невербальные средства общения и поведения: движения, жесты, позы, – обладающие общепонятными значениями, содержанием (Рубинштейн, 1998), которые опознаются, «прочитываются» окружающими по их внешней форме, структуре. Дети воспринимают и осваивают их спонтанно, по подражанию и используют (как правило, бессознательно) в коммуникации с окружающими. Развивающее обучение дошкольников языку выразительных движений помогает им осознанно и произвольно использовать эти культурные образцы как средства невербального общения и образно-пластического творчества (Горшкова, 2018-а).
А.В. Запорожец (1986) указывал на две стороны содержания моторики человека: операционально-техническую, преимущественно проявленную в срочных фазических моторных актах, и личностно-смысловую, чаще выраженную в позово-тонических компонентах. Аналогично можно говорить о структурной и пластической выразительности двигательно-пластического образа как продукта деятельности. Под структурной выразительностью образа понимается его содержательность, информативность, «которая прочитывается по определенным опорным элементам, фазам и направлению протекания движения» (Горшкова, 2017. С. 30). Пластическая выразительность образа проявляется в особенностях поз, в более или менее тонких изменениях напряжения мышц ребенка в зависимости от содержания передаваемой им образной эмоции и степени эмоциональной включенности (Горшкова, 2017), осмысленности ребенком-артистом этого содержания.
Дошкольнику, особенно 3–5-летнему, в ходе образно-пластического творчества трудно отделить себя самого от создаваемого им образа, собственные переживания от образных эмоций, присущих изображаемому персонажу (Горшкова, 2019-а). В этом возрасте ребенок только начинает отличать мнимую ситуацию в игре от реальности, и его «движение в смысловом поле», свободное от жесткой связи с видимым полем (Выготский, 1966), еще только формируется. Более того, специфика такой деятельности, как образно-пластическое творчество, заключается в том, что тело, движения ребенка – это одновременно и материал, и инструмент для создания образа, причем ребенок не только использует выразительные движения как средства деятельности, но и непроизвольно, двигательно-телесно, проявляет собственные эмоции: интерес, радость от участия в задании или неуверенность в своих силах и др. Образные движения, передающие характер, переживания персонажа, и собственные спонтанные движения ребенка, выражающие его эмоции, слиты в едином потоке в ходе выполнения творческого задания. Наблюдателю (педагогу, психологу) также бывает трудно дифференцировать, где – произвольные выразительные движения, передающие образные эмоции, т.е. переживания персонажа, изображаемые ребенком-артистом, а где – непроизвольные движения, жесты, позы как проявления собственных эмоций ребенка. Подобные затруднения в распознавании создают препятствие для адекватной оценки образно-пластического творчества дошкольников и для понимания педагогами и психологами возможностей расширения зоны ближайшего развития в творческих заданиях посредством выразительных движений.
Диагностическая методика, описанная далее в статье, не предназначена для прямого переноса непосредственно в практику дошкольного образования; но даст представления о том, как были выявлены особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детьми 5–7 лет, и позволит педагогам учитывать эти особенности в работе с дошкольниками. Знакомство с методикой будет полезно исследователям, изучающим психолого-педагогические проблемы детского творчества.
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF (доступно зарегистрированным пользователям)
1. Бернштейн Н.А. О построении движений // Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 608 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
4. Горшкова Е.В. Выразительное движение. Программа и планы занятий для детей
3–7 лет (2-я младшая, средняя, старшая и подготовительная группы детского сада). – М., 2004. – 203 с.
5. Горшкова Е.В. Знакомьтесь: «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10. – С. 10–15.
6. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности // Справочник педагога-психолога. Детский сад. –
2016-а. – №5. – С. 40–55.
7. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие невербального общения // Справочник педагога-психолога. Детский сад». – 2016-б. –
№6. – С. 35–51.
8. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. –
2017. – №7. – С. 29–37.
9. Горшкова Е.В. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». 12–13 декабря 2019. Сборник материалов конференции (тезисов). Том 1. / Ред. Т.А. Басилова, Е.Г. Дозорцева, и др. – М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019-а. – С. 143–146.
10. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018-а. – 366 с.
11. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет // Современное дошкольное образование. – 2019. – №6(96). – С. 24–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056
12. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у младших дошкольников // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сб. науч. ст. участников I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 16–18 апреля 2018 г. – М.: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018-б. – Т. 2. – С. 110–120.
13. Горшкова Е.В. Развитие у дошкольников образно-пространственной ориентировки // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-в. – №4. – С.32–43.
14. Горшкова Е.В. Эмоционально-двигательная психотехника для детей // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-г. – №3. – С.15–25.
15. Горшкова Е.В., Жабина Е.Г. Развитие произвольного поведения у детей 5–6 лет методами эмоционально-двигательной психотехники // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2019, №3. — С. 24—35. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10045
16. Горшкова Е.В., Кириличева Т.Л. Изучение развития продуктивного воображения у детей 6-го года жизни // Справочник педагога-психолога. – Детский сад. – 2011. – №5. – С. 17–29.
17. Горшкова Е.В., Романова Т.В. Оптимизация взаимоотношений детей 6–7 лет в группе сверстников посредством театрализованной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017, №4. – С. 30–39.
18. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1986. – 286 с.
19. Рубинштейн С.Л. Выразительные движения // Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.
20. Станиславский К.С. Об искусстве театра. Избранное. – М.: Всероссийское театральное общество, 1982. – 512 с.
двигательно-пластический образ; структурная выразительность образа; пластическая выразительность образа; образная эмоция; произвольные выразительные движения
Ваша корзина пуста