Статья – о развитии у детей 4-5 лет образно-пластического творчества, где главным средством воплощения образов разнохарактерных персонажей, взаимодействующих в сюжетных ситуациях, является язык выразительных движений и телесной пластики. Раскрываются психолого-педагогические условия развития этого вида творчества в среднем дошкольном возрасте. Поясняются методические принципы и этапы работы с детьми 4–5 лет на основе обучения их языку выразительных движений – по двум главным направлениям методики. Одно из них – «стержень» всей методики для детей этого возраста – развитие парного образно-пластического взаимодействия сверстников, в сотворчестве при воплощении заданных сюжетных ситуаций; другое – развитие способности к образному перевоплощению с новым принципом детализации образа – изображением ситуативного поведения персонажа. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 4–5 лет: образ того или иного персонажа воплощается с помощью движений-комплексов, сочетающих одновременно несколько средств выразительности: движения ног, жесты, позы, мимику, – а также коротких последовательностей движений, передающих реакции и взаимодействия персонажей; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание партнеру-сверстнику.
В развитии образно-пластического творчества возраст 4–5 лет занимает особое место: у детей появляются качественно новые возможности для развития способности к образно-пластическому взаимодействию и перевоплощению в образ, что позволяет им воспринимать и воплощать с помощью выразительных движений (Рубинштейн, 1998) драматически насыщенные сюжеты, способствующие развитию творческого исполнения и сочинения (Горшкова, 1999; 2017; 2018).
Причины новых возможностей – психологические новообразования, складывающиеся к среднему дошкольному возрасту.
Важнейшие из них – на рубеже от 3 до 4 лет – связаны с переходом «от направленности на предмет к направленности на себя, на поиск нового способа взаимодействия с реальностью» (Дьяченко, 1995. С. 8). Среди новообразований – воображение, наглядно-образное мышление, появление «внутренней осознанной и произвольной регуляции своего поведения на основе образных представлений», отмеченное психологами (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, и др.) в разных видах деятельности детей; наиболее ярко такой переход происходит в игровой деятельности, реализация которой требует ориентировки ребенка на способ выполнения ролевых действий (Дьяченко, 1995).
Обращение к особенностям развития в среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевой игры объясняется определенным сходством между ней и образно-пластическим творчеством. Это сходство, указывающее на общие закономерности развития двух видов деятельности, – в наличии роли и сюжета, воображаемой ситуации; создании образных представлений на основе ролевых действий; выполнении правил в связи с воплощением роли, а также – в цели и результате.
Цель игры ребенка – осуществить взятую на себя роль, а результат – то, как роль им выполняется (Эльконин, 1995). Сюжетно-ролевая игра – предпочитаемый вид игры для детей 4–5 лет: они с удовольствием подражают манере поведения животных, стараются действовать в соответствии с исполняемой ролью (Крав-цов, Кравцова, 2017).
Рассмотрим своеобразие среднего дошкольного возраста в отличие от предыдущего года жизни. В 3–4 года для ребенка типично наглядно-действенное мышление; он действует с заместителями предметов, чтобы «представить одну вещь посредством другой» (Смирнова, 2003. С. 275); выполнение игровых ролей ограничено воспроизведением внешних действий изображаемых взрослых. В 4–5 лет появляется наглядно-образное мышление. Теперь ребенок не только может мыслить на основе практических действий с предметами, он начинает оперировать образными представлениями – отражать в игре свои представления о людях, их внутренних качествах, взаимоотношениях. Взяв на себя роль, он «замещает» взрослого собою, действует подобно ему, руководствуясь образными представлениями о нем как внутренней программой на основе смысловой координации действий (Бернштейн, 1997).
Важнейший способ развития образного мышления – действие по подражанию. Но в 3 года ребенок обращает внимание на то, как другой взаимодействует с предметом, а в 4–5 лет он все больше интересуется этим другим, партнером-сверстником, и взаимодействием с ним.
В 3 года ребенок в ролевых действиях с заместителями предметов подражает сверстнику или взрослому: если видит, что делает другой, то не может действовать иначе, только повторяя то же самое. В среднем возрасте он уже способен выполнять игровую роль, даже если видит, как сверстник действует в другой роли. Это расхождение видимого (реального) и смыслового (представленного в образах) поля становится основой для создания мнимой ситуации в игре, деятельность в которой освобождает ребенка от ситуационной связанности (Выготский, 1966).
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF с сайта
1. Бернштейн Н.А. О построении движений // Биомеханика и физиология движений / Под ред. В.П. Зинченко. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. – 608 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
4. Дьяченко О.М. Предисловие // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сборник статей / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: МОиПК, 1995. – С. 3–12.
5. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: МОиПК, 1996. – 197 с.
6. Горшкова Е.В. Вспоминая Ольгу Михайловну Дьяченко / Педагогика способностей. К 70-летию О.М. Дьяченко. Материалы Всероссийского научно-практического семинара. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ. 2018 [а]. – С. 11–20. URL: http://psyjournals.ru/files/96830/pedcap2018.pdf (Дата обращения: 15.08.2019).
7. Горшкова Е.В. Знакомьтесь – «Выразительное движение» // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10. – С. 10–15.
8. Горшкова Е.В. К вопросу о развитии образно-пластического творчества у детей 3–4 лет // Современное дошкольное образование. – 2018 [б]. – №2. – С. 4–13.
9. Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у младших дошкольников // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: Сборник науч. статей участников I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 16–18 апреля 2018 г. – М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018 [в]. – Том 2. – С. 110–120. URL: http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/6904-sbornik-sovremennoe-detstvo-tom-2.pdf (Дата обращения: 15.08.2019)
10. Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у дошкольников: вопросы теории и практики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7. – С. 29–37.
11. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников: учебное пособие. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2018 [г]. – 336 с.
12. Горшкова Е.В. Развитие у дошкольников образно-пространственной ориентировки // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016. – №4. – С. 32–43.
13. Ершов П.И. Режиссура как практическая психология // Искусство толкования. В двух частях. Часть первая. – Дубна: Феникс, 1997. – 357 с.
14. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. – М.: Левъ, 2017. – 344 с.
15. Рубинштейн С.Л. Выразительные движения // Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1998. – С. 566–571.
16. Симонов П.В. Предисловие // Режиссура как практическая психология / П.И. Ершов. – Дубна: Феникс, 1997. – С. 3–8.
17. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
18. Станиславский К.С. Об искусстве театра. Избранное. – М.: Всероссийское театральное общество, 1982. – 512 с.
19. Чехов М.А. О технике актера. – М.: АСТ, 2018. – 288 с.
20. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сборник статей / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: МОиПК, 1995. – С. 23–43.
образно-пластическое творчество, исполнительское творчество, сочинительское творчество, выразительные движения, «двойственная позиция» актера
Ваша корзина пуста