В статье описываются экспериментальные методики и результаты исследования возможностей и путей оптимизации взаимоотношений старших дошкольников в группе сверстников посредством развивающих занятий на материале театрализованной деятельности. Поясняются основные принципы развивающей методики, нацеленной на обучение детей выразительному воплощению образов персонажей при комплексном использовании средств театрализованной деятельности: мимики, пантомимики, жестов, голосовых интонаций и др., передающих действия, характерную пластику, эмоции персонажей, взаимодействующих между собой в соответствии с сюжетом, с проживанием целостного образа на основе образного движения «всем телом». Сравниваются данные экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующей диагностики и контроля по двум методикам: творческой (театрализованной) и социометрической, – и на этой основе показывается существенное повышение результатов в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, где данные не изменились. Так доказывается не только возможность оптимизировать взаимоотношения сверстников в группе, но и высокая эффективность экспериментальной методики развития театрализованной деятельности по сравнению с традиционной методикой.
Старший дошкольный возраст – ответственный этап для оптимизации взаимоотношений детей в группе сверстников. Взаимоотношения развиваются в ходе взаимодействия и общения в условиях совместной деятельности и зависят от особенностей общения сверстников между собой.
Общение – сложная деятельность, заключающаяся в обмене информацией между людьми, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга, воздействии друг на друга. Изучению проблемы общения и взаимоотношений посвящали работы педагоги и психологи прошлого века и современности: С.Л. Рубинштейн (1998), А.А. Леонтьев (1999), А.А. Бодалев (1982; 1996), М.И. Лисина (1986), В.А. Кан-Калик (1995), В.А. Лабунская (2009; 2015) и др.
Результаты исследований Т.А. Репиной (1997; 1988; 1990), В.С. Мухиной (по: Смирно-ва Е.О., 2016) показали, что отношения в группе сверстников полностью складываются к концу дошкольного возраста и делают ребенка либо популярным, предпочитаемым среди сверстников и успешным в сфере общения, либо отвергаемым сверстниками, и тогда у него преобладает отчужденное отношение к другим детям. Как правило, ребенок во взаимоотношениях со сверстниками пытается обрести защиту группы – это объясняет желание ребенка вписаться в детское сообщество, получить его поддержку. Однако если ребенку не хватает адекватных средств общения, и сверстники не принимают его, то он сам старается защититься от всех разными способами: у одних детей это проявляется в очевидной агрессии, у других – в замкнутости, застенчивости, уходе в себя. Это затрудняет развитие взаимоотношений дошкольника со сверстниками и может в дальнейшем стать причиной проблем в жизни самого ребенка и окружающих его людей.
Развитие общения обусловлено освоением средств, в частности, невербальных средств общения (Лабунская В.А., 2009; Горшкова Е.В., 2013). Их многообразие и сложность часто постигаются ребенком стихийно и неосознанно путем подражания образцам поведения людей из ближайшего окружения. Однако при обнаружении у детей проблем в развитии общения есть возможность его целенаправленного развития уже на этапе дошкольного детства – путем включения ребенка в совместную деятельность со сверстниками, где выразительные движения выступают как основное средство деятельности.
* Статья написана по материалам экспериментального исследования, проведенного в рамках магистерской диссертации: Романова Т.В. Театрализованная деятельность как средство оптимизации взаимоотношений в группе детей 6–7 лет / Науч. рук. канд. пед. наук Е.В. Горшкова. – М.: МГППУ, 2016. – 107 с., с прил.
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – Москва: Издательство МГУ, 1982. – 200 с.
3. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
4. Бурмистрова Е., Хохлова Е. Игра как способ приобщения дошкольника к миру театра // Детский сад от А до Я. – 2008. – №4. – С. 61–65.
5. Васюкова Н. Развивающий потенциал игр-драматизаций // Детский сад от А до Я. – 2008. – №4. – С. 37–42.
6. Голубева И.В. Психологическое влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития // Искусство и образование. – 2007. – №6. – С. 103–113.
7. Горшкова Е.В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях: учебно-методическое пособие – М.: Дрофа, 2007.
8. Горшкова Е.В. Наблюдение за невербальным поведением человека. Язык тела. Учебно-методическое пособие. – Москва: МГППУ, 2013. – 64 с.
9. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011. – 256 с.
10. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика 1987. – 192 с.
11. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей. – М.: Просвещение, 2005. – 127 с.
12. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М.: Роспедагентство, 1995. – 108 с.
13. Карпинская Н.С. Игра-драматизация детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2011 – №12. – С. 17–22.
14. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984.
15. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск, 1984. – 214 с.
16. Лабунская В.А. Общение и познание людьми друг друга в трудах А.А. Бодалева: современный взгляд на фундаментальные проблемы // Российский психологический жур-
нал. – 2015. – №1. – С. 6–11.
17. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 344 с.
18. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
19. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
20. Репина И.А. Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. – М.: Просвещение, 1990. – 245 с
21. Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: задачи и методы исследований отношений между сверстниками в группе детского сада. – М., 1988. –
156 с.
22. Романова Т.В. Театрализованная деятельность как средство оптимизации взаимоотношений в группе детей 6–7 лет. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация). – М.: МГППУ, 2016. – 107 с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком., 1998. – 668 с.
24. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с.
театрализованная деятельность, исполнительское творчество, выразительность исполнения образа, мимика, жесты, голосовые интонации, статусные категории в группе сверстников
Ваша корзина пуста