Горшкова Е.В., Жабина Е.Г. Развитие произвольного поведения у детей 5–6 лет методами эмоционально-двигательной психотехники

№3 2019 Горшкова Е.В., Жабина Е.Г. Развитие произвольного поведения у детей 5–6 лет методами эмоционально-двигательной психотехники
Аннотация

В статье показана актуальность развития произвольного поведения у дошкольников. Согласно гипотезе исследования, методы эмоционально-двигательной психотехники позволяют оптимизировать развитие произвольного поведения у детей 5–6 лет. При этом эмоционально-двигательная психотехника рассматривается как направление психолого-педагогической помощи в преодолении проблем ребенка путем решения практических задач на материале образно-двигательных упражнений с насыщенным эмоциональным содержанием. Описываются методики и результаты исследования. Основные прин­ципы работы с детьми методами эмоционально-двигательной психотехники сопоставляются с традиционными методами развития произвольного поведения у дошкольников посредством настольных игр с правилами. В исследовании участвовали 75 детей 5–6 лет. На основе сравнения данных диагностики в трех группах испытуемых в констатации и контроле показывается повышение произвольности в экспериментальной группе (ЭГ1), где велись занятия по эмоционально-двигательной психотехнике, в отличие от другой экспериментальной группы (ЭГ2), где занятия традиционными методами дали меньший эффект, и контрольной группы (КГ), где первичные данные почти не изменились.

Фрагмент статьи

Введение

Развитие произвольного, т.е. управляемого, поведения является актуальной психолого-педагогической проблемой. По словам Л.С. Выготского, овладение процессами собственного поведения составляет сущность культурного развития человека (1984. С. 316). Большинство исследователей (Выготский, 2005; Запорожец, 1986; Эльконин, 1965; Смирнова, 2015; Гиппенрейтер, 1998; Гребенникова, 2009 и др.) в качестве фундаментальной характеристики понятия «произвольное поведение» называют его осознанность, или сознательность.

Понятие «произвольность» часто сравнивается с понятиями «воля» и «непроизвольность», с выявлением связей и отличий между ними. Так, непроизвольные движения – это спонтанные, неосознанные, неуправляемые движения. И чтобы превратиться в произвольные (управляемые), они должны стать ощущаемыми, т.е. осознаваемыми (Запорожец, 1986).

Согласно Л.С. Выготскому, произвольность – это способность к овладению своей внешней и внутренней деятельностью на основе культурно заданных средств организации своего поведения. Поэтому произвольность развивается путем овладения средствами организации своего поведения, позволяющими сделать собственные действия объектом внимания и, благодаря этому, осознать их (Смирнова, 2015).

А.Н. Леонтьев (1975) связывал становление общей произвольности с появлением иерархии мотивов, т. е. их соподчинения. Наряду с этим, авторы, изучающие развитие произвольности и воли у детей, указывают, что мотивация стоит в центре процесса воли, побуждая человека к действию вовне, на достижение или преобразование объектов окружающего мира (материальных или идеальных). В отличие от этого, произвольность – качественно иной процесс, в его центре находится осознанность средств и способов собственных действий, управление собой. Отсюда: развитие воли – это формирование устойчивости и осознанности мотивации, собственных желаний и стремлений, т.е. становление соподчинения мотивов деятельности ребенка, а развитие произвольности – это освоение средств овладения собой. Таким образом, «и волевое, и произвольное действие предполагают активную работу сознания, но эта работа разнонаправлена» (Смирнова, 2015. С. 12).

Несмотря на качественное своеобразие воли и произвольности их развитие не может происходить изолированно одно от другого. Но далее в статье мы будем обсуждать только понятие «произвольность» (поведения, действий, движений) и ее развитие у дошкольников.

В качестве синонимов «произвольности» зарубежные авторы (Basilio, Whitebread, 2012) применяют понятия «саморегуляция и самоконтроль», понимая под ними следование образцам социального, одобряемого поведения. У детей появляется способность к торможению двигательной активности, сдерживанию сильных эмоций, подчинению своего поведения требованиям конкретной ситуации.

В последнее время развитие произвольного поведения у детей чаще всего рассматривается с точки зрения их психологической готовности к началу регулярного школьного обучения (Гуткина, 2004), требующего умения управлять собой, выполнять общие для всех правила, что рассматривается как важнейшая составляющая школьной зрелости.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. – М.: Педагогика, 1984. – 396 c.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1998. – 336 с.
4. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности // Справочник педагога-психолога. Детский сад. –
2016-а. – №5. – С. 40–55.
5. Горшкова Е.В. Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие невербального общения // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-б. – №6. – С. 35–51.
6. Горшкова Е.В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. – М.: ДРОФА, 2007. – 79 с.
7. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников. – М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018. – 366 с.
8. Горшкова Е.В. Развитие у дошкольников образно-пространственной ориентировки // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-в. – №4. – С. 32–43.
9. Горшкова Е.В. Эмоционально-двигательная психотехника для детей // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2016-г. – №3. – С. 15–25.
10. Горшкова Е.В., Романова Т.В. Опти­мизация взаимоотношений детей 6–7 лет в группе сверстников посредством театрализованной деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №4. – С. 30–39.
11. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. Т. 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.02.2019).
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
13. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1986. – 286 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Созна­ние. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
15. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. 4-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – 160 с.
16. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002. – 144 с.
17. Сидоренко Е.В. Методы математиче­ской обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2000. – 350 с.
18. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. – 2015. – Том 11. – №3. – С. 9–15. URL: http://psyjournals.ru/kip/2015/n3/smirnova.shtml (дата обращения: 05.03.2019).
19. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника. – М., 1965. – С. 54–61.
20. Basilio M., Whitebread D. The emergence and early development of self-regulation in young children // Journal of Curriculum and Teacher Education. 2012. Vol. 16 (1). P. 15–34.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

произвольное поведение, произвольность, психолого-педагогическая помощь, управление собой, эмоционально-двигательная психотехника