ISSN 1997-9657
       

Гудонис В.П., Вачков И.В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей

№4 2019 Гудонис В.П., Вачков И.В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей
Аннотация

Cтатья посвящена изучению страхов современных шестилетних детей и их родителей. Несмотря на многочисленные исследования детских страхов, проводившиеся по всему миру, остается недостаточно изученным вопрос – при всей его важности – о типичных страхах современных дошкольников, а также о связи этих страхов со страхами родителей, имевшимися у них в детстве и имеющимися
в настоящее время. Прояснение этого вопроса и стало целью исследования. Для выявления детских страхов и собственных страхов родителей использовалась специально разработанная анкета, на вопросы которой отвечали отцы и матери старших дошкольников. Виды детских страхов, названных
в анкете, были отобраны исходя из результатов уже имеющихся исследований и на основе пилотажного эксперимента. Выявленные страхи были сгруппированы по предмету и направленности. Наиболее часто встречающимся страхом современных дошкольников оказался страх потери родных, входящий в группу отношенческих. Между мальчиками и девочками значимые различия обнаружены лишь по частоте встречаемости отдельных страхов: боязнь чужих людей (чаще у девочек), боязнь страшных снов и стоматологов (чаще у мальчиков). Совпадение ряда страхов детей и их матерей позволяет высказать предположение о трансляции страхов первым от вторых, что подтверждается результатами опроса матерей во время психологических консультаций. Совпадений страхов детей и их отцов выявлено не было. Обнаружены противоположные тенденции динамики страхов с возрастом у матерей и отцов: у матерей количество страхов увеличивается по сравнению с детством, у отцов – уменьшается. При этом имеются сходные страхи матерей и отцов дошкольников, такие как страхи высоты, потери близких, смерти, змей, собак.

Фрагмент статьи

Введение

Страх выступает в качестве эмоции, усиливающей чувство самосохранения, и в этом отношении выполняет позитивную функцию. Однако чрезмерные страхи могут превратиться в фобии. В настоящее время исследователи пытаются выяснить, какие страхи и фобии характерны для жителей разных государств (Злобин, 2016). Причины появления фобий разнообразны, но (как и для большинства страхов) их следует искать в детстве. При этом в появлении многих детских страхов, по мнению ряда исследователей (Вард, 2002; Гудонис, 2009; Клишите, 2006; Марина, 2010; Френкель, 2014), можно искать вину воспитателей (родителей, родственников, педагогов дошкольных образовательных организаций), которые часто излишне эмоционально указывают на скрытые вокруг опасности: «Не приближайся – упадешь», «Не трогай – обожжешься», «Не гладь – укусит» и т.п. Дошкольнику далеко не всегда понятно, что ему угрожает, но он уже расшифровывает сигнал тревоги, исходящий от взрослого, поэтому в качестве регулятора его поведения в подобных ситуациях выступает реакция страха. Психика ребенка дошкольного возраста чувствительна и уязвима. Страхи могут возникнуть из-за испуга, возникшего в определенной ситуации, болезни, конфликтов или неудачи (Захаров, 2007).

Предполагается, что некоторые страхи являются врожденными (например, боязнь незнакомцев, резких звуков, боли) (Гудонис, 2017; Ильин, 2015). Такие страхи дети начинают испытывать примерно с восьмого месяца жизни (Демшина, 2009). Уже годовалые дети могут переживать эмоции страха, возникающие в связи с появившейся способностью представлять возможные опасности или угрозы. Страх начинают вызывать объекты, связанные с ранее пережитой стрессовой ситуацией: годовалый ребенок запоминает человека или предмет, вызвавшие негативное эмоциональное состояние, а позже их появление провоцирует переживание страха. Еще одной причиной появления страха в этом возрасте являются страхи самих родителей, особенно матерей. Если родители, воспринимаемые ребенком как гаранты его безопасности, сами чего-то боятся и открыто это демонстрируют, почти наверняка те же объекты будут вызывать страх и у ребенка, еще не способного к критической оценке степени их опасности.

Тревога и страх – это естественные человеческие эмоции, но дети страх переживают сильнее взрослых (Гудонис, 2017). При этом спектр детских страхов значительно шире, чем у взрослых. Е. Пундзявичене подчеркивает, что хорошо, если родители понимают свои страхи и не передают их своим детям (Пундзявичене, 2008).

Список литературы

1. Битинас Б. Эдукологическое исследование: система и процесс. – Вильнюс: Кронта, 2006. – 316 с.
2. Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78 с.
3. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… – М.: Генезис, 2015. – 288 с.
4. Гудонис В. Cтрахи людей: 1193 фобии. – Шяуляй: Шяуляйская книга, 2017. – 162 с.
5. Демшина Б. Тревожные расстройства у детей и подростков. – Вильнюс: Издательство Вильнюсского университета, 2009. – 216 c.
6. Дефектологический словарь. В двух томах. Сост. В. Гудонис. – Москва: Российская академия образования, I том – 808 c., II том – 798 с. – 2007.
7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2007. – 310 с.
8. Злобин Н. Империя свободы: ценности и фобии американского общества. – М.: Эксмо, 2016. – 480 с.
9. Ильин Е.П. Психология страха. – СПб.: Питер, 2015. – 384 с.
10. Кларксон М. Как преодолеть страх. – Вильнюс: Алма литера, 2005. – 218 с.
11. Клишите Р. Детские страхи: большие и маленькие // Здоровье. – 2006. – №1. –
C. 66–69.
12. Ковпак Д. Страхи, тревоги, фобии… Как от них избавиться? – М.: Наука и техника, 2012. – 288 с.
13. Краткий словарь фобий / Сост. В. Гудонис. – М.: МПСИ, 2009. – 104 с.
14. Курпатов А. Совершенно секретная таблетка от страха. – М.: Олма Медиа Групп, 2013. – 130 с.
15. Марина Х.А. Анатомия страха. Трактат о храбрости. – М.: Астрель, CORPUS, 2010. – 384 с.
16. Мерфи Д. Как избавиться от страхов и тревог с помощью подсознания. – М.: Попурри, 2013. – 240 с.
17. Молицка М. Терапевтические сказки (часть 1). – Вильнюс: Вага. Аудиокнига. – 2007.
18. Молицка М. Терапевтические сказки (часть 2). – Вильнюс: Вага. Аудиокнига. – 2009.
19. Петрайтене Б. Страх перемен // Твой журнал. – 2005. – №4. – C. 18–19.
20. Пичугин В. Мудрость страха. Как понять и преодолеть свой страх? – М.: Феникс, 2013. – 250 с.
21. Пундзявичене Е. Безжалостный страх // Я и психология. – 2008. – №1. – С. 16.
22. Френкель Я. Психология страха. – М.: Профит-Стайл, 2014. – 272 с.
23. Циртвутене Л., Меслинене Г. Играю в чувства: Страх. – Каунас: Центр психологического консультирования, 2012. – 171 с.
24. Эльц В. Как победить страх и начать жить. Трансформация пространства личности. – М.: Армита, 2014. – 160 с.
25. Dagene A. (2006). Fear of school as a social problem. Master’s thesis. Vilnius: VPU, 2006. – 156 c.
26. Robinson M. E., Gagnon Ch. M. Rilley J. L., Price D. D. Altering gender role expectations: effects on pain tolerance, pain threshold, and pain ratings // The Journal of Pain. – 2003. – № 4 (5). – pp. 284-288.
27. Slaughter V. Young children’s understanding of death // Australian Psychologist. –
2005. – № 40. – Р. 2-8.
28. Smith F.T. The psychology of fear: how to manage and overcome fear in any situation. Make Profits Easy LLC (September 2, 2017). 114 p.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

современные дошкольники, отцы, матери, детские страхи, страхи родителей, трансляция страхов, фобии