ISSN 1997-9657
       

Гурьев С.В. Влияние современных информационных технологий на развитие детей дошкольного возраста

Фрагмент статьи

Наше время характеризуется техническим прогрессом и бурным развитием современных информационных технологий. Телевидение, компьютеры и другие мобильные электронные устройства вошли в наш быт, работу и досуг.

Трехлетние дети, еще не научившись завязывать шнурки, умело обращаются с гаджетами. С каждым годом количество детей, пользующихся современными техническими средствами, растет.

Использование современных информационных технологий заключается в обогащении, внедрении, индивидуализации, дифференциации и расширении общей учебной программы. Цели учебных программ меняются с возрастом и отличаются от программы
к программе.

Богатый опыт применения ИКТ как средства обучения накоплен в США, Канаде, Франции, Болгарии. Несмотря на различные подходы к организации и содержанию занятий, полученные результаты во многом сходятся, в частности:

1. Отмечаются устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.

2. У всех старших дошкольников фиксируются настойчивость и терпение, не свойственные обычно детям этого возраста.

3. Выделены следующие типы мотивации детей работы с компьютером: интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру; исследовательский настрой (желание найти ответ на вопросы); стремление успешно решить познавательные задачи.

4. Выявлено, что использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.

5. Подчеркивается, что за компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей.

6. Акцентируется роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации: в настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютер можно эффективно использовать для кор­рекции речи, зрения, в работе с деть­ми с задержкой умственного развития. Компью­терные игры помогают тревожным и застенчивым детям выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.

7. Признано, что применение компьютерных технологий способствует выявлению
и поддержке одаренных детей.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1988. – 258 с.
2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: Просвещение, 1968. – 445 с.
3. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: Наука, 1982. – 430 с.
4. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 7–9.
5. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. – 2001. – №3. – С. 21–25.
6. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): Учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 2012. – 221 с.
7. Богданов В.М. Сотвори себя сам. – СГАУ. Самара, 2012. – 150 с.
8. Виштынецкий Е.К. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии. – 1998. – №2. – С. 21–23.
9. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
10. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – М.: Просвещение, 1965. – 324 с.
11. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 1987. – 263 с.
12. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 486 с.
13. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 328 с.
14. Горвиц Ю.М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях? // Информатика и образование. – 1994. – №3. – С. 27–30.
15. Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика. – Екатеринбург: Издательство РГППУ. 2008. – С. 144.
16. Гурьев С.В., Прокопенко В.И. Исполь­зование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников. – Екатеринбург: Издательство УГПУ, 2003. – 105 с.
17. Гурьев С.В. Компьютер в физическом воспитании. – Екатеринбург: Издательство УГПУ. 2005. – 130 с.
18. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. – М.: Наука, 1998.  110 с.
19. Глушкова Е.К. Компьютер в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1997. – №10. –С. 30–33.
20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Знание, 1986. – 320 с.
21. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
22. Дубинина В.В. Информатика для малышей: Уроки развития. – Казань: Академия развития, 2013. – 150 с.
23. Жбанков О.В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 1998. – №6. – С. 28–30.
24. Зайцева В.В. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре // Теория и практика физической культуры. – 1990. – №7. – С. 46–50.
25. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Просвещение, 1989. – 350 с.
26. Ибука М. После трех уже поздно. – М.: Знание, 1992. – 270 с.
27. Ивакина И.Н. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх // Дошкольное воспитание. – 2000. – №8. – С. 17–21.
28. Игнатович И. Формирование элементов информационной культуры у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 28–32.
29. Концевой М.Я. Здоровье и компьютер. – М.: Педагогика, 2013. – 123 с.
30. Кривогиеев А.О. Компьютерные обучающие программы // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №7. – С. 16–18.
31. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). – М.: Просвещение, 2000. – 288 с.
32. Кучкин С.Я. Обучение основным двигательным системам и навыкам детей дошкольного возраста. – Астрахань: Класс, 2013. – 62 с.
33. Машбиц Е.И. Психолого-педагогиче­ские проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – 191 с.
34. Новоселова С.В. Информатизация дошкольного уровня образования в России // Дошкольное воспитание. – 1998. – №9. – С. 21–23.
35. Новоселова С.В. Новая информационная технология в работе с дошкольниками: Применима ли она? // Дошкольное воспитание. – 2009. – №9. – С. 10–12.
36. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. – М.: Просвещение, 1989. – 370 с.
37. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. – Волгоград: Омега, 1994. – 170 с.
38. Роберт К.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.
39. Роберт И.В. Информационные технологии в науке и образовании. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 177 с.
40. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. – М.: Просвещение, 1989. – 387 с.
41. Солпитер Дж. Дети и компьютеры: настольная книга для родителей: пер. с англ. – М.: БИНОМ, 2013. – 380 с.
42. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Просвещение, 1975. – 238 с.
43. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976. – 149 с.
44. Филатов О.К. Основные направления информатизации со­временных технологий обучения // Информатика и образование. – 2012. – №2. – С. 22–24.
45. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. – М.: Просвещение, 2009. – 165 с.
46. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. – 2013. – №3. – С. 5–13.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.