ISSN 1997-9657
       

Хименес-Даси М., Понс Ф., Бендер П.К. Воображаемые друзья, теория сознания и понимание эмоций у детей раннего возраста

Аннотация

Феномену воображаемых друзей (ВД) в психологии развития уделяется недостаточно внимания, несмотря на то, что его можно наблюдать примерно у 25% детей дошкольного возраста. Только в нескольких исследованиях изучалось влияние ВД на теорию сознания и понимание эмоций детьми, а результаты были неполными или противоречивыми. В данном исследовании использовались комплексные инструменты для оценки понимания эмоций и теории сознания у детей в возрасте от четырех до шести лет, которые имели ВД (N = 24), и сравнивали их с показателями детей без ВД (N = 24). Результаты исследования подтвердили, что дети с ВД, независимо от возраста и пола, имеют лучшие показатели по теории сознания и пониманию эмоций, чем дети без ВД. Результаты рассматриваются в контексте гендерных различий.

Фрагмент статьи

Довольно часто дети выдумывают несуществующих друзей, которых они воспринимают будто реальных, и наделяют их телесными и личностными чертами. Во многих случаях такие воображаемые друзья (ВД) становятся важными объектами в жизни детей на протяжении длительного периода времени (Taylor, 1999). Различные исследования показали, что от 20% до 30% детей дошкольного возраста имеют ВД (Taylor, Cartwright, Carlson, 1993; Taylor, 1999; Gleason, Sebanc и Hartup, 2000). Феномен ВД в значительной степени игнорировался в психологии развития до конца 1990-х годов (Klausen and Passman, 2007), первое психиатрическое исследование природы этих дет­ских «компаньонов» было проведено в 1940-х годах (Bender and Vogel, 1941; Svendsen, 1934; Ames and Learned, 1946).

С точки зрения психиатрии дети с ВД считаются психически больными; то есть, по мнению врачей, дети путают реальность с фантазиями. Однако более поздние исследования показали, что маленькие дети способны отличать фантазии от реальности (Rosengren, Kalish, Hickling, Gelman, 1994; Woolley, 1997; Harris, 2000; Bourchier and Davis, 2002; Gimйnez-Dasн, 2003). Тейлор (1999) продемонстрировал, что дети не только отличали реальность от фантазии, но и отвечали, что персонаж на самом деле не существует, когда их спрашивали о воображаемых друзьях. Таким образом, хотя предыдущие психиатрические исследования указывали, что ВД являются симптомами возможных эмоциональных или психических расстройств, современная психология развития предлагает гораздо менее патологические взгляды на эту проблему. Несмотря на то, что ВД действительно могут обеспечить компанию и утешение, и что дети с эмоциональными или аффективными расстройствами, как правило, создают их для этой цели, большинство детей, которые придумывают ВД, не страдают психическими расстройствами, и ВД возникают как выражение символической игры (Taylor and Carlson, 1997; Taylor, 1999).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Ames, L. B., and J. Learned. 1946. “Imaginary Companions and Related Phenomena.” The Journal of Genetic Psychology 69: 147–167.
2. Bender, L., and F. Vogel. 1941. “Imaginary Companions of Children.” American Journal
of Orthopsychiatry 11: 56–65.
3. Boucher, J., F. Pons, S. Lind, and D. Williams. 2007. “Temporal Cognition in Children with Autistic Spectrum Disorders: Tests of Diachronic Perspective Taking.” Journal of Autism and Developmental Disorders 37: 1413–1429.
4. Bourchier, A., and A. Davis. 2002. “Children’s Understanding of the Pretence-Reality Distinction: A Review of Current Theory and Evidence.” Developmental Science 5 (4): 397–426.
5. Carlson, S. M., and M. Taylor. 2005. “Imaginary Companions and Impersonated Characters: Sex Differences in Children’s Fantasy Play.” Merrill Palmer Quarterly 51: 299–324.
6. Coetzee, H., and R. Shute. 2003. “‘I Run Faster than him Because I have Faster Shoes’: Perceptions of Competence and Gender Role Stereotyping of Children’s Imaginary Friends.” Child Study Journal 33: 257–272.
7. Denham, S. 1998. Emotional Development in Young Children. New York: Guilford Press.
8. Denham, S. A., K. A. Blair, E. DeMulder, J. Levitas, K. S. Sawyer, S. T. Auerbach-Major, and P. Queenan. 2003. “Preschoolers’ Emotional Competence: Pathway to Social Competence?” Child Development 74 (3): 238–256.
9. Dunn, J., and J. Brown. 1994. “Affect Expression in the Family, Children's Understanding of Emotions and their Interactions with Others.” Merrill-Palmer Quarterly 40: 120–137.
10. Dunn, J., and A. L. Cutting. 1999. “Understanding Others, and Individual Differences in Friendship Interactions in Young Children.” Social Development 8 (2): 201–219.
11. Flavell, J. 2004. “Theory of Mind Development: Retrospect and Prospect.” Merrill-Palmer Quarterly 50 (3): 274–290.
12. Gimйnez-Dasн, M. 2003. “Existen las hadas y los monstruos? La distinciуn infantil entre lo real y lo mбgico. Una revisiуn crнtica de la literatura.” Estudios de Psicologнa 24 (3): 337–352.
13. Gleason, T., A. Sebanc, and W. Hartup. 2000. “Imaginary Companions of Preschool Children.” Developmental Psychology 36 (4): 419–428.
14. Gleason, T., R. Jarudi, and J. Cheek. 2003. “Imagination, Personality and Imaginary Companions.” Social Behaviour and Personality 31 (7): 721–738.
15. Harris, P. L. 2000. The Work of the Imagination. Oxford: Blackwell.
16. Harris, P. L. 2008. “Children’s Understanding of Emotion.” In The Handbook of Emotions, edited by M. Lewis, J. Haviland-Jones and L. Feldman Barrett, 3rd ed., 320–331. New York: Guilford Press.
17. Harter, S., and C. Chao. 1992. “The Role of Competence in Children’s Creation of Imaginary Friends.” Merrill-Palmer Quarterly 38 (3): 350–363.
18. Klausen, E., and R. Passman. 2007. “Pretend Companions (Imaginary Playmates): The Emergence of a Field.” The Journal of Genetic Psychology 16 (4): 349–364.
19. Mathur, R., and M. Smith. 2008. “An Investigation of Imaginary Companions in an Ethnic and Grade Diverse Sample.” Imagination, Cognition and Personality 27 (4): 313–336.
20. Mauro, J. 1991. The Friend that Only I Can See: A Longitudinal Investigation of Children’s Imaginary Companions. Unpublished doctoral dissertation. Eugene: University of Oregon.
21. Mostow, A., C. Izard, S. Fine, and C. Trentacosta. 2002. “Modeling Emotional, Cognitive and, Behavioral Predictors of Peer Acceptance.” Child Development 73: 1775–1787.
22. Pons, F., and P. L. Harris. 2000. Test of Emotion Comprehension (TEC). Oxford: Oxford University.
23. Pons, F., and P. Harris. 2002. Theory of Mind Test (TMT). Cambridge: Harvard University.
24. Pons, F., and P. Harris. 2005. “Longitudinal Change and Longitudinal Stability of Individual Differences in Children’s Emotion Understanding.” Cognition and Emotion 19 (8): 1158–1174.
25. Pons, F., P. L. Harris, and M. de Rosnay. 2004. “Emotion Comprehension between 3 and 11 years: Developmental Periods and Hierarchical Organization.” European Journal of Developmental Psychology 1 (2): 127–152.
26. Rosengren, K., C. Kalish, A. Hickling, and S. Gelman. 1994. “Exploring the Relation between Preschool Children’s Magical Beliefs and Causal Thinking.” British Journal of Developmental Psychology 12: 69–82.
27. Singer, D. G., and J. L. Singer. 1991. The House of Make Belief. Children’s Play and the Developing Imagination. Cambridge, MA: Harvard University Press.
28. Svendsen, M. 1934. “Children’s Imaginary Companions.” Archives of Neurology and Psychiatry 32: 985–999.
29. Taylor, M. 1999. Imaginary Companions and the Children Who Creates Them. Oxford: Oxford University Press.
30. Taylor, M., B. Cartwright, and S. Carlson. 1993. “A Developmental Investigation of Children’s Imaginary Companions.” Developmental Psychology 29 (2): 276–285.
31. Taylor, M., and S. Carlson. 1997. “The Relation between Individual Differences in Fantasy and Theory of Mind.” Child Development 68 (3): 436–455.
32. Taylor, M., S. Carlson, B. Maring, L. Gerow, and C. Charley. 2004. “The Characteristics and Correlates of Fantasy in School-Age Children: Imaginary Companions, Impersonation and Social Understanding.” Developmental Psychology 40 (6): 1173–1187.
33. Trentacosta, C. J., and S. E. Fine. 2010. “Emotion Knowledge, Social Competence, and Behavior Problems in Childhood and Adolescence: A Meta-Analytic Review.” Social Development 19 (1): 1–29.
34. Woolley, J. 1997. “Thinking about Fantasy: Are Children Fundamentally Different Thinkers and Believers from Adults?.” Child Development 68: 991–1011.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

воображаемый друг, понимание эмоций, теория сознания, символическая игра, дети дошкольного возраста