В статье рассказывается об опыте применения идей культурно-исторического подхода в сфере сопровождения и определения эффективности инновационных образовательных организаций системы дошкольного образования. Автор рассматривает с позиции культурно-исторического подхода цикл инновационного развития инновационной организации и контурирует социальную ситуацию развития, зону актуального развития, зону ближайшего развития и пространство творческой реализации в процессе определения эффективности региональных инновационных площадок системы дошкольного образования. В контексте перечисленных научных концептов определяются инновационные процессы, реализуемые РИП, отслеживаются их качественные состояния. Материалы, представленные в статье, могут быть интересны специалистам, осуществляющим сопровождение инновационных образовательных организаций системы дошкольного образования, и послужить отправной точкой в организации и проведении научной и экспериментальной работы в данной области.
По мнению приверженцев культурно-исторического подхода, научный потенциал работ Л.С. Выготского (1982, 1983, 1984, 2017) оказался далеко не исчерпанным, а его идеи не потеряли актуальности в наши дни. Интерес к работам Выготского обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это модернизация системы дошкольного образования и обновление его содержания на основе идей культурно-исторического подхода. Во-вторых, это разработка современных теоретических подходов, поиск новых областей применения его научных открытий. Статья посвящена изучению возможности использования основных идей культурно-исторического подхода в новой области применения. Этой областью является сопровождение инновационных образовательных организаций системы дошкольного образования.
Культурно-исторический подход берет начало в работах выдающегося ученого Л.С. Выготского. Одной из системообразующих идей, разрабатываемой Л.С. Выготским, является идея целостного подхода к развитию, согласно которому функциональные изменения психики ребенка рассматриваются в контексте качественных изменений его личности. Л.С.Выготский рассматривал культурный генез как «особый тип развития», психологическое содержание которого определяется взаимодействием «идеальных» и «наличных» форм. Результатом обозначенного взаимодействия является становление высших психических функций, которые отличают взаимосвязанные характеристики: опосредствованность, осознанность, произвольность и системность.
В работах его учеников и последователей эти идеи получили дальнейшее развитие как в нашей стране (Леонтьев, 1975; Эльконин, 1978, 1989; Веракса, 2011; Кравцов, Кравцова, 2019; Львовский, 2019; Нежнов, 2004, 2015; Рубцов, 2016; Слободчиков, 1994; Эльконин, 1994), так и за рубежом (Бодрова, Леонг, 2003; Ван Урс, 2011; Дафермос, 2016; Фтенакис, 2015; Хармс, 2017; Хоминская, 2016).
Процесс развития Л.С. Выготский охарактеризовал так: «Сам процесс культурного развития надо понимать как изменение основной исходной структуры и возникновение на ее основе новых структур, характеризующихся новым соотношением частей» (Выготский, 1984. С. 115), специфическим соотношением внешних и внутренних психических функций. Причем «внешнее» толкуется как «социальное», «...всякая высшая функция... была социальной прежде, чем стала внутренней...» (Выготский 1984. С. 145), а «внутреннее», как индивидуальное.
Социальная ситуация развития у Л.С.Выготского выступает как «своеобразное специфическое для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего, социальной» (Выготский 1983. С. 258). Социальная среда, по Выготскому, не является чем-то внешним по отношению к ребенку, а представляет собой как бы стартовую точку цикла развития, она «...определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» (Выготский, 1983. С. 259).
Очень важным по отношению к социальной ситуации развития является тезис о том, что в завершении цикла развития она распадается. Процесс изменения обусловлен качественными изменениями в развитии ребенка, вызывающими перестройку всего комплекса его взаимоотношений с окружающей социальной средой: «прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста» (Выготский, 1983. С. 260).
Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"
1. Бодрова Е. Влияние взрослого на игру. Концепция Л.С. Выготского / Е. Бодрова, Дж. Леонг // Игра со всех сторон под ред. Е. Жорняк. – М.: Прагматика культуры, 2003. – С. 249–260.
2. Ван Урс Б. Обучение дошкольников в Нидерландах. Инновационная практика с позиции Л.С. Выготского // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №4. – С. 88–92.
3. Веракса Н.Е. Субъектность дошкольника в современных условиях // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №4. – С. 4.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – 448 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т.3. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т.5. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т.6. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. – СПб.: Питер, 2017. – 432 с.
10. Дафермос М. Критический анализ принятия теории Л. С. Выготского в международном академическом сообществе // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т.12. – №3. – С. 37–46.
11. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершаевой и Рене ван дер Веера. – М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2017. – 608 с.
12. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига, НПЦ «Эксперимент», 1998. – 180 с.
13. Кравцов Г.Г. Воображение и творчество: культурно-исторический подход [Электронный ресурс] / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т.11. – №1. – C. 1–11. doi: 10.17759/psyedu.2019110101
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
15. Львовский В.А. Модель экспертно-методического сопровождения деятельностных образовательных практик / В.А. Львовский, П.Г. Нежнов, С.П. Санина, Е.Г. Ушакова. – М.: Авторский клуб, 2018. – 32 с.
16. Нежнов П.Г. Модель «культурного развития»: от идей Л. С. Выготского к образовательной практике. – М.: Авторский клуб, 2015. – 63 с.
17. Нежнов П.Г. От идей Л.С. Выготского к теории онтогенеза // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2004. – №3. – С. 72–89.
18. Образовательный портал Воронежской области [Электронный ресурс] – Информация о проведении публичных слушаний РИП. – 2019. – Режим доступа: http://xn--80aabfbrlk8bdbdxj.xn--p1ai/?p=12259
19. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание 5-е (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
20. Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. – 2016. – №3. – С. 9–14.
21. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования) / Автореферат диссертации в форме научного доклада, представленной на соискание ученой степени доктора психологических наук. – М.: 1994. – 78 с.
22. Фтенакис В.Э. Со-конструирование: методико-дидактический подход без пассивных участников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С. 58–65.
23. Хармс Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание / Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер. – М.: Национальное образование, 2017. – 136 с.
24. Хоминская В.В. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского как философская методология современного образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и о человеке. – 2016. – №3. – С. 37–46.
25. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). – М.: Тривола, 1994. – 168 с.
26. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
27. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
культурно-исторический подход, региональная инновационная площадка (РИП), эффективность, цикл инновационного развития, социальная ситуация развития РИП, зона актуального развития РИП, зона ближайшего развития РИП, пространство творческой реализации РИП
Ваша корзина пуста