ISSN 1997-9657
       

Холодова О.Л., Воробьева И.И., Крашенинников Е.Е., Логинова Л.В. «Детский барометр». Исследование эмоционального благополучия ребенка 6–7 лет в детском саду: голос ребенка и голос родителя

Аннотация

В статье обсуждаются результаты исследования эмоционального благополучия детей 6–7 лет, посещающих детские сады г. Москвы. Данные получены в ходе анкетного опроса детей и их родителей с помощью дополненной методики «Детский барометр», состоящей из 22 вопросов к ребенку и 8 вопросов к родителю. В исследовании приняли участие 151 пара «родитель–ребенок»; дети из 15 подготовительных групп 5 разных школьных комплексов. Эмоциональное благополучие основывается на удовлетворении потребностей ребенка, необходимых и принципиальных для данного возраста, как базовых, так и необходимых для личностного развития (личная значимость, признание в группе, самостоятельность, инициатива). Нам было важно услышать «голос ребенка», его отношение к детскому саду, что его радует и приносит дискомфорт. Было выявлено, что дети 6–7 лет могут выражать свои мнение и отношение к происходящему в детском саду: организованные формы деятельности интересны детям менее, чем свободная деятельность; есть несовпадения детских и взрослых оценок по важным для ребенка вопросам; дети запоминают конфликты в саду и им важно, как педагог разрешает детский конфликт. Образовательная среда и стиль взаимодействия взрослых с детьми
в группах, реализующих разные педагогические системы, влияет на отношение детей к детскому саду, что было зафиксировано в значимых статистических различиях.

Фрагмент статьи

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) большое значение уделяется эмоциональному благополучию ребенка. Наряду с охраной и укреплением физического и психического здоровья детей в нем говорится об уважительном отношении к личности ребенка, о формировании и поддержке его положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. При этом подчеркивается, что эмоциональное благополучие детей формируется не директивно навязанной культурой взрослых, а особой формой взаимодействия, где на первый план выступает непосредственное общение с каждым ребенком, уважение к его чувствам и потребностям, поддержка индивидуальности и его инициативы через создание условий для свободного выбора деятельности, принятия решений, выражения своих чувств и мыслей.

В психолого-педагогической литературе в сходном контексте упоминаются «психологическое здоровье» (Хухлаева, 2013), «субъективное благополучие» (Бочарова, 2013), «личностное благополучие» (Батурин и др., 2013), «эмоциональная безопасность» (Зотова, 2015); в зарубежной литературе используется термин «emotional well-being» (Mayr, Ulich, 2009; Бриш, 2019), когда дети чувствуют себя непринужденно («как рыба в воде»), не испытывают эмоционального напряжения, уверены в себе и имеют адекватную самооценку (Laevers, 2005).

В основе работы лежит представление об эмоциональном благополучии, берущем начало в удовлетворении необходимых и принципиальных потребностей ребенка. Ведь «…пе­реживание эмоционального дискомфорта… является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека», проявляющегося в ситуативной тревоге или постоянной тревожности (Прихожан, 1998. С. 11). Как только элементарные потребности в еде, укрытии, безопасности удовлетворены, первостепенными эмоциональными потребностями становятся достижение чувства принадлежности и значимости. Чувство принадлежности дает ребенку ощущение базовой безопасности, защиты, уверенности в том, что мир хороший, «меня тут ждали», «я подхожу этому месту»; это ощущение включенности в ситуацию, эмоциональной связи с окружающими, понимание своей уместности в системе отношений с другими.

Вторая важная эмоциональная потребность – удовлетворение чувства значимости: чувствовать себя отдельным существом, способным вносить изменения, влиять на происходящее, сотрудничать с другими в значимых делах, это ощущение личной силы.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF

Список литературы

1. Алмазова О.В., Белолуцкая А.К., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Гаврилова М.Н. Образовательная среда и эмоционально-личностное развитие дошкольников // Вопросы психологии. – 2019. – №1. – С. 40–51.
2. Астахова Л.Г., Буслаева Е.Н. Форми­рование готовности студентов и педагогов в созданию психологически безопасной инклюзивной образовательной среды // Педагогическое образование в России. – 2016. – №1. – С. 116–120.
2. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафа­рова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2013. – №4. – С. 4–14.
3. Белолуцкая А.К., Веракса А.Н. Качество дошкольного образования и уровень развития детей // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 153–163.
4. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 288 с.
5. Бочарова Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. –
2013. – №2-1. – С. 73–78.
6. Бриш К. Биндунг-психотерапия. Дошкольный возраст. – М.: Теревинф, 2019. – 192 с.
7. Егорова-Ракитская Д. 3D-физкультура в детском саду, где «все связано со всем». –
М.: Образовательные проекты, 2018. – 256 с.
1. Гудзовская А.А., Манухина А.М., Про­скурина А.А. Школьный буллинг как отражение развития группового субъекта деятельности // Социальные явления. – 2017. – №1(7). – С. 41–49.
2. Жигинас Н.В., Сухачева Н.И. Со­циаль­но-педагогические условия детской агрессии // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – №4. – С. 34–39.
8. Зотова А.М. Эмоциональная безопасность в контексте жизненного пути // Дискуссия. – 2015. – №9 (61). – C. 76–84.
9. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психоло­гическая наука и образование. – 1998. – №2. – С. 11–17.
10. Современный детский сад. Каким он должен быть. ФГОС / Под общ. ред. О.А. Ши-ян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 312 с.
11. ФГОС ДО-2013. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.
12. Хармс Т., Клиффорд Р., Крайер Д. ECERS-3. Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО. ФГОС. – М.: Национальное образование, 2019. – 112 с.
13. Хухлаева О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2013. – №5. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Huhlaeva.phtml
14. Cameron, D.L., & Kovac, V.B. (2016). An examination of parents’ and preschool workers’ perspectives on bullying in preschool. Early Child Development and Care, 186(12), 1961–1971. doi:10.1080/03004430.2016.1138290
18. Housman D.K. The importance of emotional competence and selfregulation from birth: a case for the evidence‑based emotional cognitive social early learning approach. International Journal of child care and education policy. ICEP (2017) 11: 13. https://doi.org/10.1186/s40723-017-0038-6
15. Kirves, L., & Sajaniemi, N. (2012). Bullying in early educational settings. Early Child Development and Care, 182(3-4), 383–400. doi:10.1080/03004430.2011.646724
16. Laevers, F. (Ed.). (2005). Well-being and involvement in care settings. A process-oriented self-evaluation instrument (SiCs) (Research Centre for Experiential Education, Leuven University). Brussels: Kind & Gezin. UCL IOE Press, UCL Institute of Education. University College London, 20 Bedford Way, London WCI H OAL ~62с.
17. Lund, I., Helgeland, A., & Kovac, V. B. (2015). Empirically based analysis of methodological and ethical challenges in research with children as participants: the case of bullying in kindergarten. Early Child Development and Care, 186(10), 1531–1543. doi:10.1080/03004430.2015.1110817
18. Mayr, T., & Ulich, M. 2009. Social-emotional well-being and resilience of children in early childhood settings – PERIK: an empirically based observation scale for practitioners. Early Years, 29(1), 45–57. https://doi.org/10.1080/09575140802636290
19. McCree М., Roger Cutting b and Dean Sherwin. The Hare and the Tortoise go to Forest School: taking the scenic route to academic attainment via emotional wellbeing outdoors. UK EARLY CHILD DEVELOPMENT AND CARE. 2018, VOL. 188, NO. 7, 980–996 https://doi.org/10.1080/03004430.2018.1446430
20. Murray J. & I. Palaiologou. Young children’s emotional experiences, Early Child Development and Care. 2018. 188:7, 875-878, DOI: 10.1080/03004430.2018.1449839 To link to this article: https://doi.org/10.1080/03004430.2018.1449839
21. Repo L., & Sajaniemi, N. (2015). Prevention of bullying in early educational settings: Pedagogical and organisational factors related to bullying. European Early Childhood Education Research Journal,23, 461–475.doi:10.1080/1350293X.2015.108715
22. Reunamo J, Sajaniemi N., Suhonen E., Kontu E. Cortisol levels and children’s orientation in day care. Early Child Development and Care. 2012. 182:3-4, 363-381. DOI: 10.1080/03004430.2011.646727
23. Singer E., & de Haan, D. (2011). Fostering a sense of belonging in multicultural childcare settings. In M. Kernan & E. Singer (Eds.), Peer relationships in early childhood education and care (pp. 88–101). New York, NY: Routledge.
24. Tanrikulu, I. (2018). Teacher reports on early childhood bullying: how often, who, what, when and where. Early Child Development and Care, 1–13. doi:10.1080/03004430.2018.1479404

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

эмоциональное благополучие, голос ребенка, детский сад, качество дошкольного образования, детско-взрослое взаимодействие, компетентность родителей, разрешение конфликтов