ISSN 1997-9657
       

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Игра в секрет»: методика исследования межличностных отношений детей дошкольного возраста

Полный текст

Многие педагоги и родители знают, что дети дошкольного возраста по-разному относятся к необходимости посещать дошкольное учреждение: одни идут туда с радостью, других же буквально нужно заставлять. Негативное отношение детей к дошкольному учреждению связано не только с необходимостью расставания с близким взрослым, но и с особенностями межличностных отношений в группе детского сада дошкольника.

Наблюдая за детьми, можно заметить, что играют не все дети, некоторые стоят в сторонке, а те, которые играют, занимают в игре разное положение – одни командуют, другие выполняют их указания. Некоторые дети могут запросто забрать чужие игрушки, другие даже не попытаются этому воспрепятствовать. Подобных примеров любой воспитатель может привести множество. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что уже к пяти годам в группе дет ского сада устанавливается четкая иерархия детских предпочтений, изменить которую взрослый не в силах. Если с кем-либо дети не хотят играть, воспитатель может только обратить на это внимание, сделать замечание: «Посмотрите на Мишу, какой он хороший мальчик, давайте играть с ним вместе!» В лучшем случае педагог проследит за тем, чтобы ребенка приняли в игру. Однако такое принятие не означает, что с ним и в дальнейшем будут играть. Как только воспитатель займется другими делами, на ребенка перестанут обращать внимание.

В подобной не выгодной для себя ситуации дошкольник оказывается по причине эмоционального отношения к нему сверстников. Ребенок может не нравиться, потому что он «некрасивый», «грубый», «мешает», «не слушает» и т. д. В таких высказываниях детей отражается в первую очередь общее представление о сверстнике, сложившееся в группе детского сада. Оно характеризуется таким понятием, как статус ребенка в системе межличностных отношений. Причиной негативного отношения могут быть как личностные особенности ребенка (агрессивность, возбудимость, демонстративность и т. д.), так и уровень освоения навыков игры и других продуктивных форм деятельности. Можно ли как-то повлиять на ситуацию? Практика показывает, что изменение характера ребенка и развитие его умений (с тем чтобы он стал интересен сверстникам) – чрезвычайно трудоемкие направления работы педагога и психолога.

От положения ребенка в группе во многом зависит развитие его личности. Почему так происходит? Дети, имеющие низкий статус, постоянно получают опыт отрицательного общения со сверстниками, избавиться от него очень сложно, поэтому в дальнейшем они становятся пассивными, неуверенными в себе.

Детям с высоким статусом проще добиться успеха (хотя он им не гарантирован), ведь в период дошкольного детства они приобрели опыт положительного социального развития. Вот почему важно знать статус ребенка в группе – без этого невозможно построить адекватную стратегию образовательной и воспитательной работы.

Методику исследования межличностных отношений дошкольников «Игра в секрет» (для определения статуса ребенка в группе сверстников) предложила Т. А. Репина. Экспериментатор находится в комнате со шкафчиками для одежды и предлагает ребенку поиграть в «Секрет»: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют, если хочешь». Последнее говорится как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное. Экспериментатор выясняет у ребенка, какая картинка нравится ему больше всего, какая меньше. На обратной стороне каждой картинки рядом с номером ребенка по групповому списку ставится условное обозначение: А (первый выбор – лучшая, по мнению ребенка, картинка), Б (второй выбор), В (третий выбор).

Затем ребенку говорят: «Теперь подумай как следует, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их в шкафчики, а другие ребята положат тебе».

После того как дошкольник положил все подарки в шкафчики, экспериментатор спрашивает: «Скажи, пожалуйста, почему ты самую красивую картинку подарил... Маше?» (называлось имя ребенка, которому испытуемый подарил картинку первого выбора).

В заключение экспериментатор задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей вашей группы может тебе подарить картинки?» В протоколе фиксируется: как ребенок относится к мысли подарить картинки другим; имена детей, которым испытуемый отдает свои 1, 2, 3-й выборы, и время реакции выборов; обоснование первого выбора; ожидаемые выборы.

Чтобы дети, уже принявшие участие в обследовании, не общались с теми, которые в эксперименте еще не участвовали, их уводят в другое помещение или на прогулку.

Когда все дети сделают свой выбор, экспериментатор просматривает шкафчики, вынимает картинки, фиксирует в протоколе обозначения, имеющиеся на оборотной стороне каждой (какой степени выбор и от кого) и подсчитывает общее количество выборов, полученных ребенком. После этого подарки возвращаются на место, чтобы дети, с нетерпением ожидавшие разрешения войти в раздевальную комнату, могли их забрать.

Практически в каждой группе есть дети, которые по тем или иным причинам, часто от них не зависящим, не пользуются симпатией сверстников. Некоторые из них это осознают и эмоционально переживают свое положение. Чтобы как-то сгладить ситуацию, экспериментатор после выявления детей, оставшихся без картинок, должен сам подложить один-два подарка в их шкафчики.Слишком большое количество подарков также может негативно сказаться на детях, пользующихся авторитетом у сверстников. Здесь задача экспериментатора будет обратной – несколько уменьшить количество подарков, полученных ими.

Особое внимание следует уделить фиксации результатов эксперимента. С этой целью составляется специальная таблица в виде матрицы.

В клетках граф матрицы напротив фамилии каждого ребенка фиксируются суммарные данные по ряду параметров социометрического статуса. В первые столбцы заносятся показатели, характеризующие статус ребенка в группе: общее количество выборов, которые он получил; суммарное количество баллов, при начислении которых учитывается степень выборов (первый выбор обозначается буквой А и оценивается в 5 баллов, второй (выбор Б) – в 4 балла, а третий (В) – в 3 балла) и их взаимность (при взаимности цена выборов удваивается – если ребенок получил взаимный выбор А, то он получает 10 баллов, если взаимный выбор Б – 8 баллов, В – 6 баллов). Взаимным считается тот выбор, при котором дети дарят картинки друг другу (при этом не важно, одинаковые или разные по весу выборы).

Кроме того, в матрице соотносятся ожидаемые выборы и выборы, полученные в действительности. Показателем оценки ребенком своего положения в группе является число детей, от которых он предполагает получить подарки, по сравнению с действительно полученным числом подарков. Таким образом, устанавливается мера осознанности ребенком своего статуса в группе. Этой мерой является соотношение оправдавшихся выборов с ожидаемыми.

В результате обработки полученных данных собирается информация о том, какой статус имеет ребенок среди сверстников и насколько он его осознает. Обычно выделяют три статуса: высокий, средний и низкий. Высокий статус имеют дошкольники, получившие наибольшее количество выборов; средний – дети, получившие 3–5 выборов; низкий – дошкольники, оставшиеся без картинок или получившие лишь одну.

Описанная методика позволяет достаточно быстро составить представление о группе дошкольников и характере отношений в ней. Она несомненно будет полезна психологу, а ее интерпретация может оказаться важной и для педагога. Дело в том, что воспитатели, работающие с детьми, не всегда могут правильно оценить положение ребенка среди сверстников.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.