ISSN 1997-9657
       

Белова Е.С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста

Аннотация

В работе затронута проблема развития речи детей посредством игровой деятельности. Это связано с тем, что игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми. В данной работе раскрывается значение игр и их роль в развитии речи детей раннего возраста. Актуальность работы заключается в том, что ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Фрагмент статьи

Объект исследования: речевое развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: особенности развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.

Цель исследования: изучение особенностей и выявление динамики речевого развития детей раннего возраста в игровой деятельности.

Задачи:

• изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;

• выявить особенности и динамику развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности;

• определить значение игры для детей раннего возраста;

• изучить и проанализировать зависимость развития речи детей раннего возраста от игровой деятельности.

Гипотеза исследования: развитие речи детей раннего возраста будет более эффективным при условии включения игры в структуру занятий, при соблюдении учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Научно-методологическая основа исследования: методологическую основу исследования составляет положение о сензитивности развития речи детей в возрасте от 1 до 3-х лет в процессе игровой деятельности (М. Г. Елагина, Л. А. Венгер, Е. К. Каверина, Е. И. Тихеева), а также работы Л. С. Выготского, И. В. Шаповаленко, К. Д. Ушинского и др.

В работе были использованы изучение и анализ теоретической литературы, анализ и обобщение материала, беседа, наблюдение, опрос, эксперимент, анализ полученных результатов, методы математической работы (использован t-критерий Стьюдента, а именно формулы для вычисления t-критерия для независимых выборок и t-критерия для зависимых выборок), а также опросник на основе работ Е. А. Елисеевой.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Комп­лексные занятия с детьми раннего возраста: Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2005.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
4. Выготский Л.С. Раннее детство. Кризис трех лет // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. – 340 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – 62 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1978. – 471с.
7. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Пси­хическое развитие дошкольников. – М.: Педа­гогика, 1984. – 128 с.
8. Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии. – 1977. – №2. – С. 135–142.
9. Ермакова И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. – СПб.: Литера, 2006.
10. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1981.
11. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Просвещение, 1979. – 214 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1992. – 13 с.
13. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. – М., 1983.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 608 с.
15. Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – 23 с.
16. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. – М.,1954. – 483 с.
17. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие
с иллюстрациями. – Екатеринбург: Литур, 2000.
18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 190 с.
19. Шюйко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение. 1983.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

игровая деятельность, развитие речи, ранний возраст