Синицына И.Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению

Аннотация

Ведущей деятельностью дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Признавая это положение бесспорным, на практике многие педагоги, к сожалению, часто забывают о нем. Используемые ими игры (лото и прочие настольно-печатные варианты) в большинстве случаев являются чисто дидактическими. В пособиях же, посвященных обучению чтению, зачастую просто формулируются задания, которые лишь называются, но отнюдь не являются играми. Сюжетная игра используется недостаточно, ее главные компоненты (воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов­-заместителей) практически отсутствуют. В результате педагогиче­ский процесс больше походит на обучение в младшей школе. И если некоторые дети 6 лет еще могут принять подобную форму проведения занятий, то в отношении детей 3–­5 лет такая система чревата сбоями. В статье рассказывается о переходе к чтению детьми простейших слогов и слов.

Фрагмент статьи

* Продолжение. Начало см. Синицына И. Ю.  Насколько готов ребенок к обучению чтению? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №№4, 7; Синицына И. Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. № 9.
___________________________________________________________________________

Что значит играть с детьми? Достаточно ли присутствия игрушек и картинок для того, чтобы занятие могло считаться игровым? Что еще необходимо? Как облечь в игровую форму занятия по обучению дошкольника чтению? Каковы этапы этого обучения, в какой последовательности его целесообразно выстраивать? Можно ли проиллюстрировать теоретиче­ские положения игрового подхода конкретными примерами игровых занятий? Как сделать обучающие занятия максимально интересными и полезными? Ответить на эти вопросы и пытается данная серия статей.

Теория сюжетно-ролевой игры хорошо разработана в отечественной психологии. В частности, описаны главные компоненты игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-замещений.

Поскольку именно сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх – особенно в том случае, когда обучаются дети 3–5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими.

В то же самое время последовательность постановки учебных задач также является крайне важной. У многих детей «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны.

Задача педагога – грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс.

В предыдущих публикациях было описано:

1. Как в игре можно выявить степень готовности ребенка к обучению чтению (СДО №4 (36)/2013).

2. Как сформировать эту готовность в том случае, если она оказалась низкой (СДО №7 (39)/2013).

3. Как перейти от игр с буквами и звуками к написанию ребенком его первых слогов и слов (СДО №9 (41)/2013).

Следующая наша задача – переход к чтению простейших слогов и слов.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

обучение дошкольников чтению, игровой подход, сюжетно-дидактическая игра, этапы обучения чтению, гласные первого ряда, чтение по складам, составление слов