ISSN 1997-9657
       

Аверин С.А., Баринова П.А. Информационно-коммуникационная среда в современной дошкольной организации: преемственность, доступность, безопасность

Аннотация

Из всех средств ИКТ для дошкольного возраста наиболее безопасным, физиологичным
и удобным является планшетный компьютер. Американский психолог Джером Брунер объясняет это явления так: в младенчестве дети общаются с нами жестами. Они показывают нам что-либо не с помощью слов или символов, а делая определенные знаки: скажем, малыш может подносить воображаемую чашку к губам, показывая, что хочет пить. Их руки являются естественным продолжением мыслей. Для ребенка управлять планшетом при помощи жестов так же естественно, как, скажем, трясти погремушку. Информационно-коммуникационную среду (ИКС) на базе планшетников можно организовать в детском саду.

В статье описывается ИКС, организованная на базе планшетников ПлейПад (PlayPad), которые через беспроводной интернет, контролируются компьютером педагога или родителя. Дополнительные возможности предоставляются через портал дистанционного дошкольного образования eltiland.ru.

Полный текст

Становление современного информационного общества в России сопряжено с глобальными изменениями как в области технических решений, так и в сфере организации самой информации. Система образования нуждается в оснащении самыми современными техническими средствами обучения, информационно-коммуникационными технологиями, интерактивными компьютерными устройствами и медийным оборудованием. Общество требует, чтобы государство предоставило эти технические ресурсы системе образования. Но и перед системой образования общество, с учетом своих информационных потребностей, ставит задачу наполнения информации духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям. Процессы развития технической базы и ее информационного насыщения идут одновременно и повсеместно, формируя информационно-коммуникационную среду (ИКС), с которой каждый ребенок оказывается в постоянном взаимодействии в образовательной организации и дома. Эта среда – ИКС – активная, многокомпонентная и, к сожалению, далеко не всегда организованная в интересах развития и образования детей.

Что же нужно сделать, чтобы информационно-коммуникационная среда с самого детства помогала человеку формировать информационную культуру: развиваться так, чтобы он был психологически готов и технически оснащен воспринимать все новое, имел потребность постоянно учиться, искать и находить, выбирая из множества вариантов, эффективные средства достижения поставленных целей, предвидеть конечный результат своих действий, правильно подходить к принятию жизненно важных решений? И с какого возраста можно начинать работу по информационному просвещению? Как подготовить педагогов для взаимодействия с ребенком в ИКС?

До недавнего времени информатику преподавали только в старших классах средней школы. Иногда процесс ознакомления с информационными технологиями носил сугубо теоретических характер – даже без использования компьютеров. Прошло несколько лет – и сегодня в образовательных организациях широко используются интерактивные доски, функционируют компьютерные классы, а детям уже с первого года обучения в российской общеобразовательной школе необходимо выполнять различные задания с использованием компьютера. А совсем недавно интерактивные доски и компьютеры появились в детских садах – при этом темпы информатизации дошкольного образования обогнали нормативную базу. Действовавший до 2013 года СанПиH не позволял использовать появившуюся в детских садах технику даже на малую долю ее возможностей. Не более 45 минут суммарно в неделю – ограничение, которое с этого года перестало существовать. Остались, правда, еще два серьезных препятствия: нехватка в детских садах места и денег для компьютерных классов и интерактивных досок, а также физические возможности самих педагогов-дошкольников и их квалификация. Да и как проводить полноценные занятия с детьми на компьютерах, если новый СанПиH позволяет иметь в группе 25, а иногда и 30 детей? Кто будет обучать воспитателей, как организовывать занятия в компьютерном классе? Да и насколько сам формат «занятий в компьютерном классе» подходит для детского сада?

Впрочем, большинство специалистов по дошкольному образованию согласны, что для создания преемственности и благополучного перехода с первой, дошкольной, ступени образования ко второй – к начальному образованию использование компьютерной техники в детском саду и взвешенно, и обоснованно. Однако целесообразность использования для детей дошкольного возраста традиционного компьютера с мышью или ноутбука оспаривают многие из этих специалистов, апеллируя к особенностям психического развития маленьких детей.

С какими компьютерными устройствами дети знакомятся в первую очередь? Где это происходит? В большинстве случаев – дома или у друзей, и такими устройствами являются мобильные гаджеты: смартфоны и планшетники.

Из всех средств ИКТ для дошкольного возраста наиболее безопасным, физиологичным и удобным является планшетный компьютер. Американский психолог Джером Брунер (Jerome Bruner) объясняет это явления так:в младенчестве дети общаются с нами жестами. Они показывают нам что-либо не с помощью слов или символов, а делая определенные знаки: скажем, малыш может подносить воображаемую чашку к губам, показывая, что хочет пить. Их руки являются естественным продолжением мыслей. Для ребенка управлять планшетом при помощи жестов так же естественно, как, скажем, трясти погремушку.

Да и для неподготовленного взрослого овладеть необходимыми для работы на современных планшетниках навыками гораздо менее проблематично, чем разобраться в техническом устройстве и разнообразии приложений обычного компьютера. Что очень важно с точки зрения современных подходов к дошкольному образованию – освоение планшетников и их приложений может происходить в равных, можно сказать, партнерских отношениях между педагогом и детьми. Дети, особенно самые инициативные из них, с удовольствием поделятся своими знаниями с отстающими в этом отношении взрослыми. Требования ФГОС к предметно-пространст­венной среде, в которую интегрируется, как часть ИКС, планшетник, несложно выполнить: эти устройства вариативны, полифункциональны, доступны и безопасны.

Планшетник, который мог бы стать переходным звеном к использованию компьютера в школе, – это отечественная разработка – линейка планшетников ПлейПад (PlayPad). Это не единственное решение для организации ИКС в дошкольной организации, но на его примере можно сформулировать требования к детскому компьютеру нового поколения.

Отличительными чертами планшетника и, вместе с тем, его неоспоримыми преимуществами с точки зрения использования в дошкольных организациях и в начальной школе являются:

  • ударопрочный корпус;
  • детский интерфейс;
  • контроль времени использования;
  • возможность интегрирования в традиционную предметно-пространственную среду (некоторые приложения используются вместе с традиционными игрушками и материалами);
  • безопасный доступ в интернет (взрослый определяет список сайтов, куда можно зайти);
  • дистанционный родительский контроль, осуществляемый через интернет;
  • простота управления;
  • установленные на планшете приложения для детей.

Многие из установленных на планшетнике и представленных на сайте электронных приложений прошли психолого-педагогическую экспертизу в межрегиональной общественной организации «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» и были отмечены знаками «Золотое солнышко» и «Серебряное солнышко». Приложения были отобраны с учетом следующих критериев:

  • соответствие возрасту;
  • высокий развивающий потенциал;
  • воспитательные и/или обучающие возможности приложения;
  • возможность использования как в коллективной, так и в индивидуальной игре;
  • разностороннее развитие;
  • эстетичность дизайна;
  • возможность освоения детьми с ограниченными возможностями.

Планшетник ПлейПад уже успел хорошо зарекомендовать себя и успешно продается на территории Российской Федерации. Ведется работа по методическому сопровождению занятий и игр на планшетнике для непосредственной образовательной деятельности: экспериментальной площадкой для такой работы стал ГБОУ г. Москвы детский сад №392.

Итак, ИКС на базе планшетников можно организовать в детском саду. Чтобы детские компьютеры оставались под контролем взрослых, потребуются беспроводной интернет и один обычный компьютер. Для ИКС, которая могла бы стать средой, объединяющей все субъекты образовательного процесса в дошкольной организации, – педагогов, детей и родителей – потребуется специализированный интернет-портал. Как вариант, мы можем порекомендовать интернет-ресурс eltiland.ru.

Приведенная концепция отличается гибкостью и экономичностью. Описанная выше, организованная в интересах детей информационно-коммуникационная среда создает благоприятные условия для формирования информационной культуры общества. Она в значительной степени может поставить заслон агрессивным компьютерные играм, видеосюжетам с различных «тьюбов», не соответствующим возрасту и не обеспечивающим психическую безопасность ребенка, небезопасным социальным сетям, которые заменяют живое общение и в которые дети попадают все в более раннем возрасте.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

информационные технологии, обучение, дошкольное образование, планшетный компьютер