ISSN 1997-9657
       

Линдал М.Г., Фолькессон A.M. ИКТ в дошкольном возрасте: друг или враг? Значение норм в изменчивой действительности

Аннотация

Социальные изменения и обновление учебных программ требуют изменений и в образовательной практике. Это может привести к конфликту между реализуемой ныне стандартной практикой (и ее нормами) и той, которая предполагается новыми учебными программами. Одним из примеров подобных изменений является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольное образование. Мы задались целью проанализировать, как нормы уже сложившейся практики используются в качестве аргументов «за» или «против» использования компьютеров для обучения дошкольников. В качестве материала для анализа выступили 31 эссе студентов, обучающихся по специальности «дошкольное образование», описавших опыт использования компьютеров в своей практике. Результаты показали амбивалентность позиции в области применения компьютеров в дошкольной практике. Было выделено две линии аргументов: одна поддерживает новые технологии, другая отвергает их. Аргументы, оправдывающие использование ИКТ, описывали ребенка как гражданина, компетентного и активного члена общества. Интерес вызвало равновесие между потребностью педагога в управлении и потребностью ребенка в независимости.

Фрагмент статьи

* Статья Mats Gunnar Lindahla and Anne-Mari Folkesson ICT in preschool: friend or foe? The significance of norms in a changing practice // International Journal of Early Years Education, 2012, №4, p. 422–436 публикуется с любезного разрешения журнала International Journal of Early Years Education.
___________________________________________________________________________

В Швеции, как и во многих странах мира, в последние несколько десятилетий все чаще используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательных целях, однако доля их применения в дошкольной практике по-прежнему мала (Hill, 2010; McCarrick, Li, 2007; Plowman, Stephen, 2003). На сегодняшний день исследования в области использования компьютеров в дошкольном образовании сосредоточены на двух «проблемах»:

1. Надлежащее использование как аппаратного, так и программного обеспечения (Couse, Chen, 2010; Plowman, Stephen, 2003; Vernadakis et al., 2005).

2. Необходимость внедрения ИКТ как средства обучения (Chen, Price, 2006; Edwards, 2005; Vernadakis et al., 2005; Wolfe, Flewitt, 2010).

Исследования показали положительное воздействие компьютеризации на эффективность обучения и развитие дошкольников, тем самым оправдывая интенсивное применение ИКТ в системе образования. Хотя значительное количество исследований говорит о положительном влиянии компьютеров на процесс обучения и развития, сохраняется озабоченность тем, что использование ИКТ может оказывать и отрицательное влияние.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Bergin, D., M. Ford, and R. Hess. 1993. Patterns of motivation and social behavior associated with microcomputer use of young children. Journal of Educational Psychology 85: 437–45.

2. Bridges, D. 2008. Educationalization: On the appropriateness of asking educational institutions to solve social and economic problems. Educational Theory 58: 461–74.

3. Brostrom, S. 2006. Curriculum in preschool. International Journal of Early Childhood 38:65–76.

4. Chak, A. 2007. Teachers’ and parents’ conceptions of children’s curiosity and exploration. International Journal of Early Years Education 15: 141–59.

5. Chen, J.-Q., and V. Price. 2006. Narrowing the digital divide: Head start teachers develop proficiency in computer technology. Education and Urban Society 38: 398–405.

6. Clements, D.H. 1994. The uniqueness of the computer as a learning tool: Insights from research and practice. In Young children: Active learners in a technological age, ed. June L. Wright and Daniel D. Shade, 31–50. Washington, DC: National Association for the Education of Young Children.

7. Cordes, C., and E. Miller. 2000. Fool’s gold: A critical look at computers in childhood. College Park, MD: Alliance for Childhood.

8. Couse, L.J., and D.W. Chen. 2010. A tablet computer for young children? Exploring its viability for early childhood education. Journal of Research on Technology in Education 43: 75–98.

9. Depaepe, M., and P. Smeyers. 2008. Educationalization as an ongoing modernization process. Educational Theory 58: 379–89.

10. Edwards, S. 2005. Identifying the factors that influence computer use in the early childhood classroom. Australasian Journal of Educational Technology 21: 192–210.

11. Emilson, A. 2007. Young children’s influence in preschool. International Journal of Early Childhood 39: 11–38.

12. Emilson, A., and A.-M. Folkesson. 2006. Children’s participation and teacher control. Early Child Development and Care 176: 219–38.

13. Emilson, A., and E. Johansson. 2009. The desirable toddler in preschool: Values communicated in teacher and child interactions. In Participatory learning in early years, ed. Donna Berthelsen, Jo Brownlee and Eva Johansson, 61–77. New York: Taylor and Francis.

14. Giddens, A. 1984. The constitution of society: Outline of the theory of structuration. Cambridge: Polity Press.

15. Giddens, A. 1990. The consequences of modernity. Cambridge: Polity Press.

16. Haegglund, S., and I. Pramling Samu­elsson. 2009. Early childhood education and learning for sustainable development and citizenship. International Journal of Early Childhood 41:49–63.

17. Hechter, M., and K.-D. Opp. 2001. What we have learned about the emergence of social norms? In Social norms, ed. Michael Hechter and Karl-Dieter Opp, 394–415. Berkeley, CA: University of California Press.

18. Hill, S. 2010. The millennium generation: Teacher-researchers exploring new forms of literacy. Journal of Early Childhood Literacy 10: 314–40.

19. Hodgson, N. 2008. Citizenship education, policy, and the educationalization of educational research. Educational Theory 58: 417–34.

20. Horne, C. 2009. A social norms approach to legitimacy. American Behavioral Scientist 53: 400–15.

21. Johansson, E. 2004. Learning encounters in preschool: Interaction between atmosphere, view of children and of learning. International Journal of Early Childhood 36: 9–26. Lindahl, M. 2005. Children’s right to democratic upbringings. International Journal of Early Childhood 37: 33–47.

22. Lindahl, M., and A.-M. Folkesson. 2012. Can we let computers change practice? Educators’ interpretations of preschool tradition. Computers in Human Behavior 28: 1728–37.

23. Ljung-Djarf, A., L. Aberg-Bengtsson, and T. Ottosson. 2005. Ways of relating to computer use in pre-school activity. International Journal of Early Years Education 13: 29–41.

24. McCarrick, K., and X. Li. 2007. Buried treasure: The impact of computer use on young children’s social, cognitive, language development and motivation. Association for the Advancement of Computing In Education Journal 15: 73–95.

25. McCormick, L. 1987. Comparison of the effects of a microcomputer activity and toy play on social and communication behaviors of young children. Journal of Early Intervention 11:195–205.

26. Nee, V. 1998. Norms and networks in economic and organizational performance. American Economic Review 88: 85–9.

27. Orlikowski, W.J. 2000. Using technology and constituting structures: A practice lens for studying technology in organizations. Organization Science 11: 404–28.

28. Plowman, L., and C. Stephen. 2003. A ‘benign addition’? Research on ICT and pre-school children. Journal of Computer Assisted Learning 19: 149–64.

29. Plowman, L., and C. Stephen. 2005. Children, play, and computers in pre-school education. British Journal of Educational Technology 36: 145–57.

30. Plowman, L., and C. Stephen. 2007. Guided interaction in pre-school settings. Journal of Computer Assisted Learning 23: 14–26.

31. Pramling Samuelsson, I., S. Sheridan, and P. Williams. 2006. Five preschool curricula – comparative perspective. International Journal of Early Childhood 38: 11–30.

32. Qvarsell, B. 2005. Early childhood culture and education for children’s rights. International Journal of Early Childhood 37: 99–108.

33. Test, J.E. 2006. Infant and toddler teachers as transmitter of culture. International Journal of Early Childhood 38: 47–63.

34. Vallberg-Roth, A.-C. 2006. Early childhood curricula in Sweden from the 1850s to the present. International Journal of Early Childhood 38: 77–98.

35. Vernadakis, N., A. Avgerinos, E. Tsitskari, and E. Zachopoulou. 2005. The use of computer assisted instruction in preschool education: Making teaching meaningful. Early Childhood Education Journal 33: 99–104.

36. Wolfe, S., and R. Flewitt. 2010. New technologies, new multimodal literacy practices and young children’s metacognitive development. Cambridge Journal of Education 40:387–99.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

отношения, нормы, компьютер, дошкольная практика, роль преподавателя