ISSN 1997-9657
       

Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность

№6 2019 Инклюзивное образование: непрерывность  и преемственность
Аннотация

23-25 октября 2019 года в Москве состоялась V Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: непрерывность и преем­ственность» – главное событие в Российской Федерации по трансляции опыта в области инклюзивного образования.

Полный текст

23-25 октября 2019 года в Москве состоялась V Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: непрерывность и преем­ственность» – главное событие в Российской Федерации по трансляции опыта в области инклюзивного образования.


Инициаторами ее проведения и организаторами стали: Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ и Московский государственный психолого-педагогический университет.

V конференция, посвященная обсуждению актуальных проблем развития инклюзивного образования в России, собрала на своих площадках более 3000 специалистов, в том числе и в режиме онлайн.

Тьюторство, право на образование, помощь дошкольникам и абитуриентам с особенностями здоровья, профориентация детей с инвалидностью. Эти и другие вопросы стали главными обсуждаемыми темами педагогов и других специалистов в эти дни в России.

В течение трех дней гости и участники Конференции дискутировали, посещали тематические секции и практические мастер-классы, проходившие на разных площадках образовательных учреждений города Москвы. Все встречи были посвящены обсуждению развития инклюзивного отечественного образования. Также изучался опыт зарубежных специалистов, многие из которых лично выступили с лекциями и ответили на вопросы участников конференции.

В Общественной палате Российской Федерации состоялось пленарное заседание конференции. В мероприятии приняла участие заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Синюгина.

Заместитель министра выступила с докладом, посвященным государственной политике в сфере образования учащихся с ОВЗ и инвалидностью.

Она подчеркнула, что важно создать для каждого ребенка условия, позволяющие ему получить качественное образование, нужную реабилитацию и коррекцию, прежде всего – обеспечить доступность инфраструктуры.

– Важно сделать так, чтобы все без исключения объекты и организации в системе образования были готовы и могли принимать для получения образования детей с инвалидностью и ОВЗ. Поэтому мы продолжим работу по поддержке субъектов Российской Федерации в рамках программы «Доступная среда» для создания инфраструктурной доступности нашей системы образования, – сказала Т.Ю. Синюгина.

Заместитель министра также указала на необходимость организации совместно с регионами постоянного повышения квалификации педагогов. Она информировала, что с целью их поддержки ведомство активно прорабатывает вопрос установления в каждом регионе коэффициента оплаты труда за работу с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

Т.Ю. Синюгина также заявила, что в ближайшее время особое внимание будет уделено психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК) и центрам психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). В связи с этим в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносятся изменения, связанные с реформированием их деятельности.

– Сейчас в системе образования не нужен диагноз. Нужен правильно сформулированный специалистами ППМС-центра и ПМПК образовательный маршрут. В структуре школы должен быть консилиум, специалисты которого, подхватив ребенка и все те рекомендации, которые были сделаны на уровне ППМС-центра и ПМПК, будут дальше его реализовывать, – резюмировала Т.Ю. Синюгина.

В рамках Конференции 24 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялась торжественная церемония награждения победителей VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Лучшей инклюзивной школой в стране в 2019 году признана средняя школа № 3 городского округа г. Михайловка Волгоградской области, а лучшим инклюзивным детским садом – детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары Чувашской Республики. В финале конкурса приняли участие 40 образовательных организаций из 31 региона России, по 20 в каждой номинации.

Конференция «Инклюзивное образование» проходит раз в два года. За это время происходит осмысление и собирается то содержание, которое требует такой большой площадки. За эти 10 лет конференция стала ведущей проектно-экспертной площадкой по обсуждению инклюзивного процесса в российском образовании.

Светлана Алехина, проректор по инклюзивному образованию МГППУ, директор Института проблем инклюзивного образования, отметила:

– Наша конференция формирует инклюзивную политику отечественного образования. В этом году мы поднимаем очень сложную концептуальную проблему непрерывности. За те 10 лет, пока мы развивали инклюзивное образование, у нас дети выросли, которые тогда пришли в инклюзивный детский сад. Сейчас они заканчивают школу и думают, куда дальше идти со своим инклюзивным опытом. Они привыкли жить в разнообразной среде, они вырастили те социальные навыки, которые нужны для того, чтобы жить со всеми вместе, и они хотят поступать в колледжи и вузы. И это самая важная причина, по которой мы поднимаем проблему инклюзивного образования. Это вопрос индивидуальной траектории или судьбы отдельного человека.

На сегодняшний день в России 47% детей с ОВЗ обучаются в массовой школе, часть из них в отдельных классах, часть – в полной инклюзии. 53% детей с ОВЗ обучаются в коррекционных школах. 110 тысяч детей вообще не обучаются, хотя законом РФ не закреплено понятие «необучаемости».

Инклюзивное образование в нашей стране уже семь лет поддерживается на законодательном уровне, – государство развивает коррекционные школы, следуя модели сосуществующих систем. Согласно такой модели коррекционные школы сохраняются, и при этом развивается инклюзивный процесс в образовании. Государственная политика, стратегия изменений получает финансовую и нормативную поддержку. Это новый, непростой путь изменений, на котором возникает множество проблем: готовность коррекционных педагогов к работе с детьми, приходящими из интернатов; готовность педагогов массовой школы к работе с детьми, приходящими из коррекционных школ; отношение в массовой школе к детям с ОВЗ; наиболее эффективная система интеграции детей с ОВЗ в учебный процесс.

Фото: МГППУ и Пресс-службы Минпросвещения РФ

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.