ISSN 1997-9657
       

Коряжкина E.A. Инновационная модель инкультурации и социализации детей – детский фольклорный центр «Золотой петушок»

Аннотация

В статье освещается многолетний опыт работы созданного в 1987 году Центра эстетического воспитания «Золотой петушок», первого в Москве негосударственного образовательного учреждения, осуществляющего комплексное обучение детей по развивающим программам на основе синтеза искусств: музыки, театра, хореографии, изобразительного творчества. Этот синтез представлен в технологиях освоения фольклорных образцов как обучающих моделей, изначально имеющих синкретичный характер. Показано, что в отличие от синтетических видов профессионального искусства творческий синтез в фольклоре представлен синхронией: текстовой, интонационной, ритмической, двигательной, театрально-игровой и что в процессе освоения образцов фольклорной культуры происходит постижение «языков» различных видов искусств. При этом дети, в отличие от взрослых, благодаря своему «природному синкретизму», включают в процесс освоения фольклорного образца все свои ресурсы одновременно. Это позволяет им максимально эффективно развивать творческие способности и овладевать исполнительскими навыками. Зафиксировано, что в организации процесса инкультурации и социализации детей средствами традиционной фольклорной культуры главным условием выступает создание среды, соответствующей стилевым нормам и канонам этой культуры, а также компетентность педагогов различных видов художественных специализаций в сфере народного творчества.

Фрагмент статьи

Основное достоинство Центра «Золотой петушок» – возможность поступления всех детей, независимо от врожденных задатков, склонностей или способностей к творчеству. Комплексные занятия являются высокоэффективными и гарантируют разностороннее интеллектуальное и творческое развитие ребенка, формирование художественных способностей путем овладения исполнительскими навыками в различных видах художественно-творческой деятельности: пении, танцах, рисовании и лепке, «актерском» мастерстве, инструментальном музицировании. Дети, прошедшие комплексный курс обучения в «Золотом петушке», успешно поступают в любую престижную гимназию или лицей, музыкальную, художественную или театральную школы Москвы.

Главным достижением научно-педагогического коллектива НОУ Центр «Золотой петушок» считается создание Комплексной программы эстетического развития детей. Эта программа синтезировала в себе многолетние совместные творческие усилия специалистов различных научных направлений: философии, культурологии, фольклористики, педагогики, психологии и представителей разных видов искусств: художников, хореографов, музыкантов, режиссеров и актеров.

В течение многих лет детский центр «Золотой петушок» сотрудничает с Рос­сий­ским институтом культурологии, Госу­дар­ст­венной Славянской академией, Российским го­су­дарственным центром русского фольклора, Российской академией театрального искусства, кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО".

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

традиционная фольклорная культура, виды художественно-творческой деятельности, творческий синтез искусств в фольклоре, фольклорная среда, стилевая норма, фольклорные образцы как обучающие модели, инкультурация и социализация детей, инновационная модель эстетического развития детей, творческие способности, комплексные занятия, структура комплексной программы, проект детского фольклорного центра