ISSN 1997-9657
       

Николаева С.Н., Курашова В.А., Сабитова Г.Н., Данилина Н.А. Интеграция образовательных областей Стандарта дошкольного образования в комплексных мероприятиях экологического содержания

Аннотация

В данной статье авторы рассматривают процесс интеграции – относительно новое явление в педагогике. Отмечается, что в настоящее время еще только нащупываются пути объединения различных компонентов образования – содержания образования, средств, методов обучения и воспитания, соотношения педагогических условий и организационных форм, которые могли бы обеспечить формирование целостной картины мира. Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми осуществляется через особые структурные единицы – «образовательные области», которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Это означает, что экологическое воспитание дошкольников может реализовываться именно через них. Педагоги детского сада №1012 г. Москвы более двадцати лет занимаются экологическим воспитанием детей в разных возрастных группах по программе С.Н. Николаевой «Юный эколог», разрабатывают интегрированные мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. В качестве примера представлен сценарий одного из мероприятий, в котором представлена интеграция различных образовательных областей.

Фрагмент статьи

Интеграция различных областей знания, которая в настоящее время наблюдается 
в реформировании образования, направлена на создание у детей единой, полноценной картины мира. Это, прежде всего, касается преодоления разобщенности двух основных сфер познания – естественнонаучной и гуманитарной. Исследователи этого процесса под интеграцией понимают целостное видение мира, которое возможно при совмещении представлений различного рода – обыденных, сказочно-мифологических, естественнонаучных, гуманитарных, художественных.

Процесс интеграции – это относительно новое явление в педагогике, в настоящее время еще только нащупываются пути объединения различных компонентов образования – содержания образования, средств, методов обучения и воспитания, соотношения педагогических условий и организационных форм, которые могли бы обеспечить формирование целостной картины мира. Исследователи отмечают: «В теориях естественных наук все чаще встречаются понятия истории, цели, смысла, значимости, ценности знания. Наблюдаемая тенденция обозначается как гуманитаризация естествознания, то есть природа в естест­венных науках начала ХХI века обнаруживает черты, близкие человеку, а научная картина мира начинает включать в себя природу, человека, культуру как органически взаимосвязанные части единого целого» (с. 77).

Важно отметить: в «Стандарт начального общего образования» второго поколения введено понятие «образовательная область», что представляет собой объединение нескольких областей знания. «Образовательная область открыла возможности для сближения предметных областей и построения интегративных курсов, в которых удельный вес предметов <…> становится примерно одинаковым» (с. 78). Для начальной школы интеграция позволяет «облегчить» предметы, освободить их от излишней конкретизации материала, устранить «второстепенность» предметов, экономить учебное время, повысить познавательную активность детей.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Сирень в ботаническом саду фото картинка torange.ru/Landscape/spring/Сирень-... 
florapedia.ru foto.mail.ru/mail/feofanovna49/425/
2. Небо Москвы – Сирень – Природа photoshare.ru photoshare.ru/photo9885725.html 
3. Московские парки: Сады / Сиреневый сад moscowparks.narod.ru/ сиреневый сад Москва картинки
4. Легенда о происхождении сирени Моя любимая флора loveflora.ru/interesnie-fakti/1148 
5. Сергей Рахманинов – Сирень – YouTube youtube.com/watch?v=1p_i-K7-F2g 
6. Сергей Рахманинов Сирень – скачать mp3 новинки и музыкальные хиты... mp3-sait.info/listen/С Рахманинов С...

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.