ISSN 1997-9657
       

Дубровская Е.А. Интонационная теория музыки в практике музыкального воспитания детей

Аннотация

Традиции музыкальной педагогики заставляют задуматься о перспективных путях музыкального развития ребенка. Интонационная теория Б. В. Асафьева открывает широкие возможности в приобщении дошкольников к подлинной музыкальной культуре. Автор статьи обращает внимание читателей на значение интонации в музыке. Сущность музыкального мышления определяется как проникновение в диалектику связей формы и содержания музыкального произведения. Становление музыкального мышления особенно активно происходит на седьмом году жизни, и этот период важно правильно использовать, обучая детей восприятию музыкальных интонаций, делать это необходимо на высокохудожественных произведениях. Песенная интонация должна говорить с ребенком. Автор дает практические рекомендации работы с детьми на музыкальных занятиях.

Фрагмент статьи

Музыку называют искусством духовно-нрав­ственных состояний. Ученый В. В. Меду­шевский подчеркивал, что в музыкальной интонации «спрятан» живой человек. Стремление понять специфику музыки, сделать ее достоянием каждого человека было характерно для различных исторических эпох, но только Б. В. Асафьеву в 1920–30-е годы удалось глубоко обосновать и подойти к решению этого вопроса.

Интонационная теория Б. В. Асафьева – ярчайший образец практико-ориентированной науки. Трудно назвать отрасль музыкальной науки, где бы не реализовывались идеи Б. В. Асафье­ва. Перечислим лишь самые существенные из них:

  • «Музыкальная социология» (Б. Л. Явор­ский, А. Н. Сохор);
  • «Музыковедение» (В. А. Васина-Гроссман, С. М. Хентова);
  • «Музыкальная педагогика» (Н. А. Ветлу­ги­на, Д. Б. Кабалевский, Л. В. Школяр);
  • «Му­зыкальная психология» (Б. М. Теплов, В. И. Пет­рушин, Е. В. Назайкинский, К. В. Тарасова).

Б. В. Асафьев рассматривал музыку как искусство интонируемого смысла. Восприятие музыки в этом случае предстает как процесс поиска смысла звучащих интонаций, то есть как мыслительный процесс. Сущность музыкального мышления он определяет как проникновение в диалектику связей формы и содержания музыкального произведения. Становление музыкального мышления особенно активно происходит на седьмом году жизни, но происходит очень своеобразно. Когда мелодические интонации становятся доступными детям, запоминаются и воспроизводятся, то процесс музыкального восприятия меняется. Восприятие интонаций определяет восприятие музыкального образа во всем многообразии средств музыкальной выразительности, а также его интерпретацию (К. В. Тарасова).

Список литературы

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Изд. 2-е. – М.: Музыка. Ленинградское отделение, 1971. – 373 с.

2. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М.: Советский композитор, 1993. – 280 с.

3. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988. – 337 с.

4. Шиповская Л.П. Музыка как феномен духовной культуры. – М.: Радио и связь, 2001. – 453 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

интонация, музыкальное мышление, музыкальное восприятие, живой звук, интонационный опыт