ISSN 1997-9657
       

Веракса Н.Е. Искусство в жизни ребенка

№5 2009 Веракса Н.Е. Искусство в жизни ребенка
Полный текст

Человеческая культура чрезвычайно разнообразна и многогранна. Но в ней можно выделить три рода предметов, которые передают это многообразие. Одни относятся к производству, другие – к науке, а третьи – к искусству. Если производство обеспечивает жизнедеятельность человека, наука – решение встающих проблем, то роль искусства оказывается не такой очевидной. Вряд ли она сводится к индустрии развлечений. Тем не менее, искусство закономерно появляется в истории общества. Можно сказать, что произведения искусства передают отношение человека к различным сторонам действительности. При этом искусство выступает не только с эстетической стороны, но и отражает возникающие проблемы. В этом случае средствами искусства являются образы и символы.

Особенность психики ребенка-дошкольника заключается в том, что она как раз носит образный характер. У детей дошкольного возраста ведущим психическим процессом выступает воображение. Особенность детского воображения наиболее отчетливо проявляется в игре. В игре существует своя форма иносказания. Ребенок, как отмечал известный отечественный психолог, А. Н. Леонтьев, начинает играть потому, что он хочет делать то же, что и взрослые. Учитывая ограниченные возможности детей выполнять те или иные действия и операции, дети не могут делать то, что взрослые. Например, управлять автомобилем. Возникает противоречие между желаниями детей и их возможностями. Именно это противоречие и разрешается с помощью игры. Ребенок садится на стульчик и изображает водителя. Все предметы, которые включаются ребенком в игру, приобретают другой смысл, задаваемый сюжетом игры. Действия с предметами приобретают «иносказательный» характер. Именно это обстоятельство делает доступным для ребенка восприятие произведений искусства. Там точно также за образами лежит определенное иносказание. Ребенок не ограничивается только внешней канвой, но и способен уловить идеи, которые передаются средствами искусства. Это касается и литературного образа, и образа музыкального и художественного.

В исследованиях известного отечественного детского психолога А. В. Запорожца было показано, что на протяжении дошкольного возраста эта способность познавать мир с помощью средств искусства у детей возрастает. Образ начинает выполнять функцию передачи смыслов и помогает детям ориентироваться в различных ситуациях. Особая роль отводится ориентировке эмоциональной. Благодаря эмоциональной стороне образов дети дошкольного возраста начинают организовывать и собственное поведение, и свой внутренний мир.

Не случайно в эстетическом воспитании детей большое внимание уделяется развитию эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. В младшем дошкольном возрасте детям трудно удерживать в сознании сложные художест­венные формы, но в старшем им становятся доступны взрослые темы: любовь, жизнь и смерть, рождение ребенка, материнство и т. д., понятны идеи У. Шекспира, А. Пушкина, А. Блока и др. классических авторов.

Современная культура разрабатывает особые формы детского искусства, в которых дети познают различные системы отношений и ценностей. Складывается целая индустрия детской культуры, несущая свою эстетику, которая может быть весьма далека от классических образцов. В этом случае все более остро встает проблема экспертной оценки предлагаемого детям разнообразного материала не только с функциональной, развивающей точки зрения, но и с эстетической. Ибо она формирует вкус. К сожалению, следует признать, что реализация самой экспертной оценки оказывается делом трудным не только технически, но и социально. Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит родителям, которые в конечном итоге решают, какая среда будет окружать ребенка, и с какими формами искусства он будет знакомиться. Вопрос этот имеет важное значение, так как указанные формы закладывают фундамент для развития детской психики.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.