ISSN 1997-9657
       

Сотникова В.Н., Башкатова И.А. Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения

№5 2011 Сотникова В.Н., Башкатова И.А. Использование наглядного моделирования в ходе коррекционно-развивающего обучения
Фрагмент статьи

Одним из перспективных направлений совершенствования коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования.

Опыт многолетней работы с детьми с общим недоразвитием речи показал широкие возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду и воспитателям более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их лексический словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, рассказывать сказки, составлять рассказы.

Опорная картинка дает толчок к составлению предложения, учит находить смысловые связи. Чтобы повысить эффективность занятия с использованием приемов моделирования, предлагаем привлекать детей к разработке моделей для составления описательных рассказов. Например, для описания диких животных, совместно были созданы следующие модели: разноцветные квадраты обозначали цвет животного, большой и маленький кружок – размер, ветка ели обозначала, что животное колючее, стрелка – быстрое, зубы – зубастое, кусочек меха – пушистое и т. д. На занятии дети самостоятельно осуществляли выбор моделей для описания животного и на альбомном листе моделировали план описания дикого животного.

Конспект интегрированного занятия по формированию словарного запаса и грамматического строя речи в подготовительной логопедической группе детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель:

  • Закрепить знания детей о диких животных наших лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище.
  • Учить составлять описательные рассказы о животных, используя модели.
  • Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные, подбирать родственные слова.
  • Закреплять умение самостоятельно выбирать художественный материал для изображения животного.
  • Развивать творческую инициативу, воспитывать самостоятельность.

Материал: силуэты диких животных, модели для составления описательных рассказов, картина с изображением леса, акварельные краски, пластилин, цветная бумага, вата, колокольчик.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.