ISSN 1997-9657
       

Сизова Н.Н. Обучение детей составлению рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ

Фрагмент статьи

Любой психически здоровый ребенок от рождения является потенциально одаренным. И только неправильные воспитание и обучение губят в детях ростки этой одаренности. Еще в начале нашего века химик Вильгельм Оствальд отмечал, что человече­ство ужаснется, если оно поймет, как оно свирепствует по отношению к себе.

Выявлять талантливых детей важно. Но более перспективный путь – путь бережного сохранения и воспитания прирожденной одаренности каждого ребенка. В России подобную методику воспитания разработал Б. П. Никитин. Она вызвала интерес в Германии, Японии. Б. П. Никитин показал, что принцип раннего развития позволяет повышать уровень интеллекта практически у каждого ребенка.

С созданием исследователем технического творчества Г. С. Альтшуллером основ теории изобретательских задач (ТРИЗ) появилась база для обучения, повышающего творческий потенциал человека. «Средние» дети уже в процессе обучения основам ТРИЗ решают сложные творческие проблемы. Причина столь раннего проявления творческих способностей объясняется высоким уровнем развития воображения в детстве, а также тем, что такое творческое обучение помогает раскрывать и целенаправленно развивать эти способности. Обычно под влиянием нетворческого воспитания и образования мышление ребенка отягощается стереотипами, постепенно теряет гибкость и системность восприятия мира.

Рассказ по картине – кажется, что может быть проще. На деле же педагог становится свидетелем сцены «раскрывает щука рот, да не слышно, что поет». Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка. И если их не преодолеть, то потом возникнут трудности в составлении рассказов, написании сочинений.

Итак, работа над связной речью включает в себя «рисование» словесной картинки, дополнение сюжета, самостоятельное придумывание сюжета, событий, предшествующих и последующих изображенным на картине, обучение образности речи, пониманию наиболее важных смысловых оттенков, описание того или иного действующего лица – это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает детей видеть главное.

При первом же знакомстве с картиной дети с помощью «волшебной камеры» знакомятся с таким понятием ТРИЗ, как системность, они четко выделяют объекты картины, каждую деталь, выискивают что-то такое, что другие еще не заметили. Идет «охота за подробностями». Здесь главное – не ограничивать детей. Выделить главное и отбросить лишнее – этому можно научить потом.

Педагог: что вы видите на картинке? Дети перечисляют сначала крупные объекты, которые сразу же «бросаются в глаза». Но педагог просит еще сказать, что же изображено на картинке. Что? Трава. Кое-где она ярко-зеленая, а кое-где желтоватая. Иголки у ели темно-зеленые. На небе едва заметное облачко. А вдалеке – птица. Еще-еще. Кто больше заметит деталей? (Детали лучше записывать на большом листе ватмана.)

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.