ISSN 1997-9657
         

Коломинский Я.Л. Исследование закономерностей онтогенеза личности в белорусской социально-психологической традиции

Аннотация

Одна из целей этой статьи состоит в том, чтобы выделить те области исследований белорусских психологов, которые основываются на идеях Л.С.Выготского о социальном происхождении высших психических функций, интериоризации микросоциальных форм межличностных взаимодействий, а также неразрывно связанных с ними положениях о социальной ситуации развития. Особое значение имеют те разделы культурно-исторической психологии, которые содержат основания, обусловившие нашу программу исследований в области психологической культурологии. В статье в тезисном, «телеграфном» стиле представлены основные направления, развивающие идеи культурно-исторической психологии Л.С.Выготского.

Фрагмент статьи

Развитие социальной психологии невозмож­но представить вне контекста тех идей, которые были сформулированы Львом Семе­новичем Выготским, а также его учениками и последователями. Многообразны, а порой и трудноопределимы те каналы, по которым передаются научные идеи. В моем случае – это счастливые годы научного ученичества у непосредственной сотрудницы и талантливой ученицы Л.С.Выготского, выдающегося психолога, Лидии Ильиничны Божович, которая была научным руководителем моей кандидатской диссертации, и бесценные моменты прямого общения с ее друзьями – соратниками Л.С.Выготского: А.Н.Леонть­е­вым, Д.Б.Элькониным, А.В.Запорожцем. Иногда я называю себя научным «внуком» Выготского, а своих учеников – «правнуками».

Другой плодотворный путь – усвоение идей, запечатленных в книгах, статьях, эпистолярном наследии ученых. Текст традиции в этом случае становится посредником в становлении нового научного направления, а опыт понимания и интерпретации текста – залогом ее преемственности и развития.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дет­ском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

2. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. – 1999. – №1. – С. 83–89.

3. Коломинский Я.Л. Взаимосвязь психологической культуры и психологического здоровья личности как научно-практическая проблема // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология: международный научно-практический журнал. – 2011. – № 4. – С. 120–130.

4. Коломинский Я.Л. Психологические аспекты здоровьесберегающего образования населения // Психотерапия и клиническая психология. – 2008. – №1. – С. 6–10.

5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, БГУ, 1976. – 350 с.

6. Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский, Н. М. Плескачева, И. И. Заяц, О. А. Ми­т­рахович. Под ред. проф. Я. Л. Коло­минского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.

7. Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности. – Минск, 2009. – 336 с.

8. Коломинский Я.Л., Харин С.С. Стано­вление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1991. – №6. – С. 21–30.

9. Кричевский Р.Л. Психология малой группы. – М., Изд-во МГУ, 1991. – 318 с.

10. Психология общения. Энцикло­педи­ческий словарь. Под общ. ред. А.А. Бодале­ва. – М.: Когито-Центр, 2011. – 600 с.

11. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А. В.Толстых – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

социальная ситуация развития, психологическая культура личности, типология межличностного педагогического взаимодействия