ISSN 1997-9657
       

Ивлева К.В. Особенности сотрудничества детей старшего дошкольного возраста

№10 2017 Ивлева К.В. Особенности сотрудничества детей старшего дошкольного возраста
Аннотация

В статье приводятся данные исследования особенностей сотрудничества старших дошкольников в различных видах деятельности. Раскрываются научные направления исследования проблемы сотрудничества детей. Показаны результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке из 64 детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Е.Е.Кравцовой «Лабиринт» и схемы наблюдения за свободной игровой деятельностью детей, разработанной на основе методики О.Е.Смирновой, В.М.Холмогоровой. На основе полученных результатов показано, что у большин­ства детей способности к сотрудничеству в ситуации выполнения общей задачи находятся на этапе формирования. Установлено, что, при наличии достаточно высокого уровня некоторых проявлений сотрудничества в свободной игре, у детей существуют трудности в разрешении конфликтных ситуаций, планировании совместной деятельности, проявлении инициативы, умении слушать сверстника и отстаивать свою позицию, самостоятельно распределять роли и следовать правилам совместной игры, а также, что эффективным механизмом развития способностей старших дошкольников к сотрудничеству является организация их совместной познавательно-исследовательской деятельности в условиях единого «учебного сообщества», основной целью которого является формирование общих целей и задач деятельности, и совместный поиск способов решения этих задач.

Фрагмент статьи

Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман и др.). Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, растет его социальная компетенция. Школа также требует от детей способностей вести конструктивный диалог, эффективно работать в группах, разрешать конфликтные ситуации и др. (Буре, 2004, Кравцова, 2005, Рузская, 2000, Смирнова, 2011, Цукерман, 2016).

При этом в современных условиях в жизни дошкольников все меньшее место занимают так называемые «дворовые сообщества», в которых дети находились в постоянном взаимодействии друг с другом, играли самостоятельно, без вмешательства взрослых. Такие игры позволяли детям приобретать богатый опыт общения, разрешения конфликтных ситуаций, следования правилам, распределения ролей и др. Существующие методы работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) не всегда компенсируют обеднение спонтанного общения детей.

На практике в дошкольных учреждениях развитию навыков совместной деятельности детей уделяется недостаточно внимания. На наш взгляд, это связано с тем, что в большинстве основных образовательных программ дошкольного образования вопросы сотрудничества детей затронуты лишь как теоретический принцип (без приведения конкретных способов его реализации на практике), а также с низкой готовностью педагогов к организации такого рода взаимодействия детей (Бурлакова, 2015, Рубцов, 2010).

Все это обосновывает актуальность изучения механизмов и условий развития сотрудничества детей в различных видах деятельности. В данной статье рассмотрены теоретические предпосылки разработки данной проблемы и результаты эмпирического исследования актуального уровня развития сотрудничества дошкольников.

Ключевые слова: сотрудничество, совместная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность.

Список литературы

1. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 139 с.
2. Бурлакова И.А. Теория и практика современного отечественного дошкольного образования // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – №3. – С. 35–43.
3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Сту­пени общения: от года до шести. – М.: ИНТОР, 1996. – 160 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
5. Кисова В.В., Семенов А.В. Сотру­дничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. – 2014. – №12-4. – С. 882–886.
6. Кравцова Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития // Культурно-историческая психология. – 2005. – №2. –
С. 87–94.
7. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –
М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
8. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999. – 160 с.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – Воронеж: МОДЕК, 1997. –
384 с.
10. Маврина И.В. Организация взаимодействия детей 3–5 лет на развивающих занятиях: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2000. – 163 с.
11. Максимов Л.К., Максимова Л.В. Программа развивающего обучения математике 1–6 класс. – Нижневартовск, 1998. – 40 с.
12. Римашевская Л.С. Технология развития сотрудничества у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 112 с.
13. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
14. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – С. 5–19.
15. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольника: Хрестоматия. – М.: Академия, 2000. – С. 5–19.
16. Сафронова М.А. Сотрудничество дошкольника со взрослым и со сверстником как возможность свершения акта развития // Материалы Международной конференции «Пятые чтения памяти Л.С. Выготского. Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации» (г. Москва, 15–17 ноября 2004 г.). – М.: Изд-во РГГУ, 2005. – 348 с.
17. Семенова Н.А. Исследовательские действия как основа включения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность // Детский сад: теория и практика. –
2015. – №9. – С. 18–23.
18. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2011. – №4. – С. 2–8.
19. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: проблемы, диагностика, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
20. Цукерман Г.А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – №2. – C. 4–13.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

сотрудничество, совместная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность