ISSN 1997-9657
       

Белая К.Ю., Волобуева Л.М. Из истории дошкольного воспитания в Москве

Аннотация

Авторы  рассказывают о деятельности московских педагогов, о первых дет­ских садах, восстанавливают  отдельные страницы истории дошкольного воспитания любимого города.

Людей, которые стояли у истоков, объединяло все лучшее, что присуще российскому педагогу – любовь к миру и людям, нравственная чистота, духовное подвижничество, интеллектуальность, милосердие, сострадание, свободолюбие, стремление к саморазвитию.

История пишется людьми. И сегодняшняя деятельность дошкольных работников уже становится историей для будущих поколений. Тот, кто пренебрегает уроками истории, обречен вновь повторить путь, пройденный предками, со всеми его ухабами и тупиками.

История расширяет личный нравственный опыт человека, включает его в непрекращающийся диалог культур. Авторы надеются, что данный материал будет полезен как  людям старшего поколения, так и будущим педагогам-дошкольникам, студентам педагогических колледжей и институтов.

Авторы не стремились всеобъемлюще раскрыть всю историю дошкольного воспитания в столице. В статье приведены отдельные, самые яркие зарисовки из жизни московских дошкольников, московских детских учреждений разного типа и вида. Удручает то, что зачастую период до 1917 года представляется очень скудно, а ведь сколько личностей создавали, спорили, ошибались и возвышались в те далекие годы. Авторы постарались восполнить этот пробел.

Для того чтобы решить проблемы сегодняшнего дня в области дошкольного воспитания, надо хорошо изучить историю организации разных типов дошкольных учреждений, а также проанализировать многовариантность содержания работы с детьми в дошкольных учреждениях Москвы, во многом отражавших особенности работы в детских садах России, но и имевших свои, только московским учреждениям присущие черты.

Авторам пришлось провести большую работу по изучению и отбору исторического материала в фондах государственных архивов, в рукописях частных лиц, в отчетах педагогических обществ и отдельных дошкольных учреждений города, в педагогической литературе.

Фрагмент статьи

Новым детским садам – новое содержание работы

В первые годы после революции методы дошкольного воспитания не подводились под ту или иную систему. Была компиляция из разных систем с вполне определенным уклоном в сторону свободного воспитания.

Вопрос о пересмотре содержания работы дошкольных учреждений был поднят в 1922 году в докладе Р.И. Прушицкой, сделанном ею в Институте коммунистического воспитания. Она выдвинула тезис о необходимости постановки конкретных целей воспитания, затем этот вопрос обсуждался на 2 Всероссийском съезде Губсоцвосов (1923 г.), на 3 Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1924 г.), на котором с содокладом выступила заведующая дошкольным подотделом МОНО Р.Е. Орлова.

В 1924 году при МОНО была создана специальная учебно-методическая комиссия, задачей которой являлась разработка программы трудовых навыков и умений детей дошкольного возраста. Комиссия под председательством инструктора-педагога дошкольного подотдела Р.С. Канторович проработала 1924/25 учебный год.

* Окончание. Начало в «СДО», №№3, 4, 2014. Главы из книги: Белая К.Ю., Волобуева Л.М. Лис­тая страницы истории. Из истории дошкольного воспитания в Москве. – М.: Типография «Фабрики Печатной Рекламы». – 1997. – 132 с.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.