Как хорошо уметь писать!

Аннотация

Талантливый писатель, кумир тысяч мальчишек и девчонок, фантазия которого создала целую команду добрых, искренних, веселых героев для маленьких читателей, придумщик удивительных приключений и мастер по закручиванию сюжетов, в которых хочется участвовать, креативный продюсер, успешный бизнесмен, генеральный директор компании «ТойРой Медиа», эксперт, ведущий... Все это об Олеге Рое. Его творческая биография и деятельная вовлеченность в различные ракурсы общественно значимых процессов поражает диапазоном, цифрами и фактами. И каждая его ипостась может быть предметом отдельного разговора.

Наша беседа – о творчестве и вдохновении, о талантах и поклонниках, целях и смыслах, о влиянии литературы и мультипликации на сознание юного поколения, о вечных ценностях и твердых принципах, о социально ответственном бизнесе и об ощущениях сегодняшнего дня.

Полный текст


– Мы – это то, что мы читаем: какова доля правды в этом тезисе для взрослых и для детей?

– Во многом это действительно так: читая хорошие книги, человек и сам становится лучше. Особенно это касается детей. Именно из книг, из сказок, которые рассказывают и читают взрослые, малыши получают первые представления о добре и зле, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Чтобы дети по-настоящему усвоили эти ценности, очень важно с самых ранних лет не просто знакомить малыша с литературой, но и обсуждать с ним прочитанное. Спрашивать, понравилось или нет, чем именно понравилось или не понравилось, что вообще ребенок думает об услышанной истории или просмотренном мультфильме. Конечно, первое время малышу очень трудно не только формулировать свои мысли, но даже разбираться в собственных ощущениях, однако чем старше становится ребенок, тем интереснее для него будет обдумывать и оценивать ситуации, поступки героев, представлять себя на их месте.

Для ребят постарше обозначенный вами тезис уже не работает так в лоб, напрямую. И если, скажем, подросток увлекся боевиками, это не повод для родительского беспокойства и совсем не значит, что их сын склонен к агрессии. Скорее всего, мальчик просто с помощью вымышленных историй познает жизнь в самых разных ее проявлениях. Потому что литература – это еще и удивительная, почти волшебная возможность для каждого пережить то, чего нет в его реальности.

– А если отзеркалить эту фразу: вы – это то, что вы пишете?.. И в продолжение темы – автор всегда оставляет в своих произведениях часть себя. А что остается себе, когда столько отдаешь? Расскажите об источнике вдохновения и пополнения внутренних ресурсов.

– Не думаю, что открою для кого-то Америку, если скажу, что автор всегда присутствует во всех своих персонажах. И в главных героях, и в эпизодических, и в положительных, и в антагонистах. Когда я пишу о женщинах, о людях намного моложе или старше меня, я все равно исхожу из себя, из своего опыта, из своих собственных представлений, что может делать, чувствовать, думать такой вот человек. Или не человек, а, скажем, неведома зверушка – если речь о детской литературе. Но в любом случае любой мой герой, будь то Бедокур, Дракоша Тоша, Мишка Шмяк или коварный злодей Арнольд из сериала «Супер Мяу», – это все равно Олег Рой в какой-то своей ипостаси. Этих ипостасей у меня много, и они никогда не закончатся. Поэтому я совсем не боюсь, что «все отдам, и самому ничего не останется». Останется, и еще прибудет. Творческие возможности – это возобновляемый ресурс. Другое дело, что восстанавливаться после напряженной работы порой очень и очень непросто. Но это касается именно душевных сил, а никак не вдохновения. Никогда не понимал людей, которые говорят: «Ой, так хочется заниматься творчеством, но у меня нет вдохновения». Как его может не быть? Вдохновение – оно же всегда рядом, всегда вокруг нас. Оно во всем: в хорошей погоде, в плохой погоде, в удачах и в неудачах, в окружающих людях, взрослых и детях… Особенно в детях!

 – Поговорим о ваших маленьких читателях. Когда речь заходит о современном раннем детстве, мне всегда вспоминается эмоциональное высказывание известного педагога, заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, академика РАО, директора школы Евгения Александровича Ямбурга, который в полемике экспертного сообщества на тему детсадовского детства сказал: «Какой присмотр и уход?! Мои дети создают целые города 3D-указкой!». Определите, пожалуйста, свою позицию в этой дилемме. Какие они, современные дети от 0 до 7 – ваши читатели и зрители?

– Современные дети – это принципиально иное поколение, такое, какого еще никогда не было в истории. Они – те, для кого гаджеты, мобильная связь, интернет стали не новшеством, а обыденностью, естественной частью жизни. Я не знаю точной статистики, но не удивлюсь, если выяснится, что объем информации, получаемой современным ребенком в день, больше той, что поступала к его родителям за несколько недель, если не за месяц. Сейчас много говорят о засилье гаджетов, о том, как они вредны для детей, о том, что современные дети перестают фантазировать, сами придумывать миры и игры: слишком много у них уже готового материала. Все это, безусловно, верно, но только отчасти, и при этом почему-то никто не задумывается, насколько самому ребенку трудно в ситуации огромного и давящего информационного поля. Ведь фантазия и сказка, вера в чудеса остается естественной детской потребностью наряду с потребностью в игре, в познании окружающего мира, а реализовать ее современным детям стало значительно сложнее. И задача взрослых – обязательно помочь им в этом. Чтобы родители не отгораживались от детей гаджетами и не обрывали их фантазии обидными замечаниями в духе «Перестань говорить глупости!», а играли вместе с ними, развивали воображение, всячески поощряли стремление ребенка сочинять и придумывать. Даже если он, с их точки зрения, несет чепуху.

Как детский писатель и создатель мультфильмов я считаю себя обязанным сочинять такие истории, которые могут увлечь ребенка, придумывать такие вселенные, в которых ему захочется побывать самому. Если ребенок откладывает все гаджеты, чтобы поиграть в вымышленный мир, дополнить его, придумать новые приключения героев или вообразить самого себя на их месте, – то это высшая похвала для автора.

– Хотелось бы узнать ваше экспертное мнение о социальной ответственности бизнеса для детей. На только что прошедшем Национальном съезде производителей игр и игрушек вы высказали ряд важных и принципиальных оценок и свое видение ситуации в области российского игропрома и тенденций его развития. Отмечу и то, что в вашем выступлении прозвучала тема коллаборации анимационного кино, героев литературных произведений для детей и производства игрушек с сохранением традиций, ценностей и опыта поколений. Но у каждого производителя свои представления о том, что и как нужно делать. Кто, по-вашему, может и должен выполнить социальный заказ и сформировать целостную систему воспитания личности ребенка, нравственных принципов, гражданственности, этических норм посред­ством книг, мультфильмов, игр и игрушек?

– Я считаю, что справиться с этой непростой задачей можно будет только общими усилиями и при условии, что каждый внесет свой вклад. Но, конечно, вклад должен быть соизмерим с возможностями: у кого их больше, должно быть больше и обязанностей. Скажем, у нас много госкорпораций, у которых есть рекламные бюджеты, и они их расходуют на определенные цели: на экологию, спонсорст­во спортивных мероприятий, благотворительность, праздники и так далее. Все это, конечно, очень здорово и полезно, но почему бы еще в дополнение к этому не сделать детский проект, например, мультсериал, полнометражный анимационный фильм или хотя бы сюжетную видеоигру? Ведь это пойдет на пользу и самой корпорации, поскольку впрямую будет работать на формирование и развитие ее имиджа и позитивного образа. Такой проект будет не только развлекать детей, но и расскажет им о работе тех же нефтяников, строителей, покорителей Севера и так далее, – и таким образом вызовет у детей и подростков интерес к профессии, а может быть, и желание подражать специалистам – привлекательным и вдохновляющим героям истории. Сколько людей из старших поколений приобрели свою профессию, нашли свое призвание именно потому, что прочитали в детстве или юности ту или иную книгу или посмотрели фильм об этой специальности! Сейчас, к сожалению, таких книг и фильмов почти нет. Так о чем же мечтать нашим детям исходя из того, что они смотрят и читают? Стать героями американских комиксов? Учениками магической школы? Эльфами и единорогами? Не поймите меня неправильно, я совсем не против волшебных сказок, наоборот! Но я за то, чтобы даже сказки формировали у детей адекватное представление о жизни и жизненных ценностях, а не заблуждения, что всего можно достичь, если знать правильное заклинание или приобрести суперспособность.

Мне кажется, сейчас очень важно наконец-то перестать говорить лозунгами. Потому что на словах все за сохранение традиций и отечественных ценностей, а на деле библиотекам остро не хватает финансирования, прилавки книжных магазинов завалены исключительно переводной литературой, в том числе и детской – и увы, далеко не всегда лучшего качества.

– У вас очень непросто и в определенные периоды трагично сложилась личная судьба. Но если бы она была благополучной и размеренной, появился ли в нашей литературе именно такой писатель Олег Рой и его книги, в которых большое внимание уделяется нравст­венным и семейным ценностям, дружбе, состраданию, отношениям и социальной роли каждого персонажа: дети – родители – жена – муж – мама – папа – бабушка – дедушка. Книги, в которых взрослые находят для себя точку опоры, ответы на сложные вопросы, мужество для преодоления жизненных трудностей, а дети учатся мечтать, открывать неведомое, познавать истинные ценности?

– Легких и благополучных судеб просто не бывает. Каждый человек, пусть даже со стороны он кажется невероятным везунчиком, на самом деле пережил множество драм, потерь и разочарований. Людей различает не то, что у кого-то в жизни было больше трагедий, а у кого-то меньше, а то, как они к этому относятся. Кого-то пережитое сломало, а кого-то – обогатило. Первым можно лишь посочувствовать, а вторыми хочется восхищаться и брать с них пример. Для творческого человека пережитый опыт – это инструмент, который он обязательно использует в работе.

Что же касается тем моих книг, я постараюсь оставаться верен им до конца. Мне очень важно говорить со своими читателями о таких значимых вещах, как доброта, любовь, семейные ценности. В этих вопросах я консерватор и горжусь этим. Считаю, что мужчина – это мужчина: защитник, добытчик, муж, отец. А женщина – его муза, его возлюбленная, его прекрасная дама, мать его детей, хранительница очага. Это совсем не значит, что она обязана погрязнуть в быте, не реализовываться и не развиваться. Но создать уют в доме и комфортный психологический климат в семье способна только женщина. Мужчинам это просто не дано, мы этого не умеем так, как умеют женщины.

И не должно быть никаких многообразий гендеров и пронумерованных родителей. Наше общество держится на традиционных ценностях, это соответствует русскому миру, менталитету. Для нас естественно уважать и заботиться о старших, хранить память и почтительно относиться к тем, кого уже нет. Любовь, вера, дружба, взаимовыручка – не просто слова, а принципы, по которым мы существуем.

Олег Рой: «Мне очень повезло, что во мне до сих пор есть ребенок, егоза и непоседа»

– Вы не боитесь затрагивать такие неудобные темы, как наркомания, насилие, суицид. Это ваш ответ на социальные вызовы или внутренняя потребность?

– Разумеется, не боюсь. Все это существует, и странно было бы делать вид, что этого нет. Нельзя врать ни себе, ни читателям, тем более когда твои читатели – дети или подростки. Но я не сторонник и другой крайности, так называемой чернушности в литературе. Такого рода произведений достаточно и без меня. Кто хочет читать книги только о мрачной стороне жизни, тот без труда их найдет. А мне чаще хочется писать о светлом и позитивном. Я люблю своих персонажей, и мне нравится рассказывать не о том, как они страдают, а о том, как преодолевают трудности, развиваются, ищут и находят свое счастье.

– На выставке «Нон-фикшн» в 2022 году мне повезло познакомиться с очень интересной частной школой, педагоги которой постоянно приводят сюда ребят разного возраста – от дошкольников до подростков – и проходят с ними по стендам издательств, предлагая самим задавать вопросы продавцам, маркетологам, редакторам и авторам, записывать в специальный блокнотик свои предпочтения и потом согласовывать покупку с родителями, обосновывая свой выбор. Мне этот опыт показался очень интересным. Но у вас точно есть свой ответ на вечный вопрос «Как научить детей читать?». Он и об «азбучных истинах», связанных с методикой обучения, и о качестве осмысленного чтения, и о выборе книг для ребенка.

 – Знаете, если бы существовал вот такой один универсальный ответ на подобный вопрос, то проблемы давно бы не было. Но чудодейственной микстуры, которую можно давать ребенку по чайной ложке в день, и через неделю он гарантированно станет страстным поклонником чтения, увы, не существует. И, возможно, наша беда именно в том, что мы ищем универсальное средство. А дети – они совершенно разные. И то, что подходит одному, не годится, а, быть может, даже противопоказано другому. Как-то разговаривал с одной женщиной, которая сказала: «Я в детстве терпеть не могла читать, родители меня заставляли чуть ли не силой, и это помогло – я со временем полюбила книги». Ей, может быть, такой метод и помог. Но большинство детей, подозреваю, он, напротив, – отвратит от чтения.

Я считаю, что начинать всегда нужно с разработки индивидуального подхода к каждому ребенку. Почему он не хочет читать? Ему неинтересно? Трудно, а он не умеет, не научен преодолевать трудности? Или у него дислексия – сложности с восприятием текста, – а это очень распространено, встречается чуть ли не у каждого десятого ребенка.

Одному ребенку интересны динозавры, другому роботы или, к примеру, принцессы. Кто-то прекрасно воспринимает информацию на слух, а кто-то, чтобы заинтересоваться, должен сначала посмотреть картинки или мультик. К каждому ребенку нужен свой «ключик», и задача взрослого – его подобрать.

Впрочем, есть, конечно, и универсальные средства, о которых обязательно надо помнить. И не последнее из них – личный пример. Порой действительно очень трудно научить читать ребенка, который постоянно видит родителей только перед телевизором или с телефоном в руках, а не с книгой, пусть и электронной.

– В вашей биографии много подтверждений общественного и профессионального признания, но есть одна необычная награда: «Золотой рыцарский крест доблести и чести» за вклад в литературу и благотворительность. Что она для вас значит?

– Наверное, не очень хорошо так говорить, но подобные награды вообще значат для меня не слишком много. Для меня награда – это не грамота, не статуэтка, а реакция детей в зале, когда я выступаю. Их глаза, их улыбки, их понимание того, что я говорю, их непосредственный эмоциональный отклик, их желание общаться со мной. И совсем не обязательно говорить с детьми со сцены. Можно прийти к одному ребенку – в интернат, в детский дом, в больницу, и пообщаться с ним один на один. Каждая такая встреча оставляет неизгладимый след в душе. Разговоры с детьми, их объятия, слова «Дядя Олег, я тебя люблю» никогда не сравнятся ни с какими официальными наградами.

– «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…» – вы будто выполняете наказ великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, создавая свои волшебные миры. Критики отмечают, что вы в каждом произведении строите новые неповторимые сюжеты. При этом герои ваших книг – мечтатели и волшебники – становятся близкими друзьями малышей. Познакомьте наших читателей поближе с вашими любимыми персонажами, которые перекочевали из книг в мультипликационный интерактив. Как все это придумывается? Приоткройте тайну своей творческой лаборатории.

– Так вышло, что я пишу много, создаю множество вселенных, множество героев, и каждый из них становится моим любимым. Творчество – это вечное движение. Каждый день новые барьеры, новые преодоления, новые открытия в мире фантазии. Фантазия, воображение – это дар, который каждый из нас получает свыше при рождении. Детей без фантазии не бывает. Вот только многие по мере взросления ее теряют. Не знаю, почему так происходит. Может, это такое возрастное изменение организма, как постепенный износ внутренних органов или потеря способности перерабатывать лактозу. А, может, виновато просто отсутствие тренировки. Становясь взрослым и погрязнув в делах и заботах, человек сам перестает фантазировать, воображать, мечтать и разучается это делать, как можно разучиться прыгать через скакалку или забыть иностранный язык. Но есть счастливцы, которые сохраняют воображение, сохраняют в себе внутреннего ребенка на всю жизнь. Именно они становятся лучшими педагогами, детскими писателями, мультипликаторами – такими, как Януш Корчак, Самуил Маршак и Борис Заходер, как Леонид Шварцман.

Мне очень повезло, что во мне тоже до сих пор есть ребенок, егоза и непоседа. Он без конца фантазирует, озорничает, что-то выдумывает. Именно он заставляет меня все время двигаться дальше, все время искать что-то новое, ставить себе цели и добиваться их.

Таинство творчества. Вдохновение – оно внутри и вокруг нас

– Вы сами начали сочинять истории еще в детстве. Что посоветуете современным родителям и педагогам, которые хотят найти и развить в детях уникальные литературные, художественные, музыкальные способности, чтобы обеспечить их успешность в будущем? Словом, как вырастить талант в отдельно взятой семье или в детском саду?

– В этом вопросе, как, впрочем, и в подавляющем большинстве остальных, очень важно не впасть в крайности. Безусловно, и находить, и развивать в детях способности очень важно. Как важно и помнить, что не стоит ставить знак равенства между склонностью и способностью. Иногда у ребенка действительно могут быть способности, скажем, к фигурному катанию, но если он сам не хочет этим заниматься, у него не лежит к этому душа, он не готов прилагать серьезные, а порой и огромные усилия для достижения результата, то иногда лучше оставить его в покое вместе с этой его способностью, а не развивать ее чуть ли не насильно. Пусть лучше ребенок делает то, к чему у него есть склонности, что ему по-настоящему нравится, даже если способности не ахти. Да, он не достигнет невероятных успехов, не придет таким путем к славе и обеспеченному будущему, но зато будет сча­стливым человеком. А не как тот знаменитый скрипач из анекдота, который на вопрос журналиста, почему он всегда играет с гримасой на лице, признался, что вообще-то ненавидит музыку.

Выращивание в семье талантов чревато еще и тем, что нередко формирует у ребенка неадекватную самооценку. И тут уж даже не так важно, есть у него на самом деле способности, или это только плод родительских мечтаний. У того, кому часто повторяют, как он талантлив и гениален, формируется и соответствующая установка: я буду звездой, буду первым, буду знаменит, богат, успешен. Как же иначе, ведь я талант! А потом, когда всего этого не получается, человека ждет, как минимум, горькое разочарование.

Говорить с детьми об их способностях, конечно, обязательно нужно, но совсем в другом ключе. Объяснять, что способность – это дар, который надо беречь и развивать. Если хочешь прийти к успеху, надо не только прилагать усилия и постоянно трудиться, но и быть психологически готовым к тому, что идеальный результат отнюдь не гарантирован. Актерски одаренных людей на свете очень немало, а звездами становятся единицы. Это всего лишь закон жизни, а не трагедия.

– Поделитесь своим родительским опытом. Чем ваши дети помогли вам в творчестве и в реализации своей ответственной роли отца?

– Знаете, на этот вопрос я мог бы ответить одним-единственным словом: «Всем!». Если бы не было моих детей, старшего сына Женечки, младших Оли и Вити, я бы никогда не стал ни писателем, ни создателем мультфильмов. Первые свои волшебные миры ты открываешь, как объятия своим детям. Сказки о маленьком человечке Лешике, которые я придумывал для Жени, укладывая его спать, стали и моими первыми книгами. Именно мои сыновья и дочь открыли во мне детского писателя, да и вообще писателя. Только благодаря им я поверил в себя и понял – да, я могу сочинять, и это действительно кому-то интересно и нужно.

Сейчас дети уже выросли, но все равно остаются для меня первыми и главными читателями и критиками. Когда приходит какая-то новая идея, я всегда звоню дочке, и она понимает меня, охотно обсуждает и фантазирует вместе со мной. И я знаю – если задумка понравилась Оле, то можно смело двигаться дальше.

– Чем увлечен писатель, сценарист и продюсер Олег Рой сегодня? Каких премьер нам ожидать в ближайшее время?

– Сколько себя помню, мои увлечения и число моих идей всегда превосходят мои возможности. Оттого вся моя жизнь – непрекращающийся стремительный бег с целью успеть реализовать как можно больше. Так что перечислять даже ближайшие премьеры можно долго.

Главное событие весны – выход мультсериала «Волшебная лавка Есении». Это истории о девочке, владелице магической лавки, и ее друге, медвежонке Шмяке, живущих в городе живых игрушек.

Надеюсь, что в ближайшее время также стартует и другой мультсериал «Семейка Космо» – фантастические рассказы о головокружительных приключениях неугомонной многодетной семьи на пути освоения и изучения космоса.

Стараюсь не забывать и прошлые свои проекты, которые уже знакомы и полюбились зрителям, например «Супер Мяу». Всех поклонников команды отважных и веселых котят, учеников школы супергероев, ждут новые серии и новые истории.

Кроме мультфильмов и книг я сейчас осваиваю совершенно новую для себя область – парки развлечений. В работе сразу два проекта над парками отдыха, где можно будет провести время всей семьей, и каждый обязательно найдет себе множество занятий по душе. Третий проект из этой же серии – сеть аквапарков. И в каждом из них гостей будут встречать мои персонажи: веселые дракончики, говорящие звери и дети, герои цикла «Страна счастья».

Это лишь малая часть моих проектов, на самом деле их гораздо больше.

Каждый день приносит новые вызовы, новые открытия, новые достижения. И каждый день я говорю себе «Я хочу, я могу, я сделаю!»

Беседовала Анна Еланская

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.