ISSN 1997-9657
       

Денисенкова Н.С., Пороцкая Е.Л. Как подобрать развивающую программу для дошкольника

Полный текст

Современный рынок образовательных услуг многообразен: дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам, методикам, используют авторские технологии. Родителям предстоит решить множество проблем: воспитывать ребенка дома или в детском саду, какое учреждение выбрать (создающее комфортную обстановку либо предъявляющее к ребенку определенные требования), как готовиться к школе и т. д. Ответы могут быть одновременно и простыми, и сложными. Самое главное – сделать так, чтобы ребенку было хорошо. Как этого добиться? Любой грамотный детский психолог и педагог посоветуют: нужно выбрать ту систему, которая учитывает особенности психического развития дошкольника, основывается на принципах становления психики. Такой подход обеспечит малышам счастливое детство и заложит фундамент на всю жизнь. Гораздо труднее сказать, где найти такую модель развития. Наверное, универсального ответа просто не существует. Но можно ориентироваться на основные вехи психического развития ребенка, образующие базу для всего дальнейшего развития. Каковы же они в среднем дошкольном возрасте – с 4 до 6 лет?

К четырем годам дети обычно уже знают основные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, легко выделяют предметы различной формы, владеют такими понятиями, как «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий» и т. д. Эти достижения позволяют перейти на новую ступеньку осмысления окружающего мира – начинается развитие наглядно-образного мышления. Что это такое?Это тип мышления, при котором основным средством решения задачи является не слово, а образ. Так, например, мы используем образные средства: чертежи, планы, карты в архитектуре, строительстве, географии, геологии и т. д. В обыденной жизни нам тоже может понадобиться такое средство – например, если нужно нарисовать, как найти незнакомое место, распланировать перестановку в комнате. Этим действиям мы научились в далеком детстве, а уже потом, в школьном возрасте, большинство задач стали решать с помощью понятий, логических категорий. Наши дети как раз и находятся в том возрасте, когда наглядно-образное мышление только формируется и является тем средством, которое позволяет ребенку решать новые, все более сложные интеллектуальные задачи, а значит, и развиваться. От того, насколько полноценно будет пройден этот этап развития, зависят школьные успехи в математике и письме, а в дальнейшем – в алгебре, географии, геометрии, физике.

Как же ребенок овладевает этими средствами и как ему в этом помочь? Дело в том, что традиционные детские виды деятельности (игра, конструирование из кубиков, рисование, аппликация, лепка) содержат большое количество задач, развивающих наглядно-образное мышление. Взрослому принадлежит ведущая роль в этом процессе, ведь именно он может предложить кубики, краски, бумагу, подсказать интересный сюжет или конструкцию, поддержать малыша и помочь ему в моменты затруднений. Очень важно при этом не предъявлять к ребенку чрезмерных требований, так как, столкнувшись с невозможностью выполнить задание, заслужить похвалу, ребенок может отказаться от деятельности в целом, объяснив это тем, что ему не нравится рисовать или строить. И, конечно, любые развивающие занятия в этом возрасте должны проходить в форме игр – к прямому обучению ребенок просто не готов.

Давайте посмотрим, как выглядят развивающие задания такого типа. Дав малышу кубики и научив с ними обращаться, можно попросить его соорудить несложную постройку по чертежу, предложенному взрослым. Дети с удовольствием сделают гараж для машины, горку, лесенку, заборчик, кукольный домик, ворота. При этом важно, чтобы постройки включались в игры – кукла жила в домике и приглашала к себе гостей, машина въезжала в гараж, игрушки забирались на лесенку и съезжали с горки. Таким образом ребенок незаметно для себя учится соотносить размеры игрушек и построек, их функциональное назначение.

Занимаясь с ребенком изобразительной деятельностью, важно пробудить у него интерес к эмоционально привлекательным объектам и самому творческому процессу, не требуя точности и правильности изображения. Начинать лучше с простых по форме предметов – шариков, мячиков, веточек, яблочек, постепенно переходя к более сложным – человеку, животному, архитектурным сооружениям. Лучше использовать краски и карандаши, а не фломастеры – материал, безусловно, более легкий в употреблении, но ограничивающий возможности ребенка. При этом желательно не забывать о том, что такой вид деятельности, как лепка, дает широкие возможности для развития представлений о форме, строении предметов, координации мелких движений руки.Большинство детей среднего дошкольного возраста очень любят игры, в которых нужно найти клад, спрятанный секрет, сюрприз и т. д. Они не только интересны, но и полезны, так как учат ребенка ориентироваться в пространстве. Для поиска спрятанных предметов можно использовать планы и схемы, развивая тем самым наглядно-образное мышление. Нарисованные сначала взрослым, а потом и взрослым совместно с ребенком планы должны быть не очень сложными, а обозначения – понятными. Играть желательно не только в помещении, но и на улице.

Описанные выше развивающие задания могут проводиться родителями дома, а также выступать содержанием образовательной работы в дошкольном учреждении, где эффект от совместной деятельности детей выше – появляется соревновательность, расширяются игровые возможности проведения занятий. Если вы решили отдать своего ребенка в детский сад, выясните, по какой программе он работает – учитывает ли она особенности психического развития дошкольника, направлена ли на развитие ребенка или только на усвоение школьных навыков.Не исключено, что педагоги учреждения, с которым вы будете знакомиться, в качестве показателей развития их воспитанников назовут раннее овладение чтением, счетом, иностранными языками и даже письмом. Давайте разберемся, что происходит с ребенком, когда он учится читать и считать. Цифры и буквы служат для обозначения некоторой реальности, в данном случае – количественных отношений между предметами и звуковой стороны речи. Дошкольник четырех-пяти лет еще не всегда понимает, что такое количество, что стоит за словами: «больше», «меньше», «поровну», «сложить», «вычесть», не делит речь на звуки. Таким образом, получается, что родители или педагоги учат его обозначать цифрой или буквой те явления, о которых он еще не имеет представления.

Одни малыши сопротивляются таким занятиям, говорят, что им трудно и неинтересно, другие с удовольствием выполняют задания взрослого, им хочется заслужить поощрение. Познавательная активность в этом возрасте очень велика, и ребенок может усваивать разную информацию. Взрослые радуются и гордятся достижениями детей, не задумываясь, к чему это приведет. Однако очень скоро, через год или два, выясняется, что ребенка ничего не интересует, занятия он воспринимает как наказание, не умеет контролировать свое поведение, не стремится в школу, а придя в нее, испытывает трудности в орфографии, чтении, математике. Родители только разводят руками: «Что произошло, ведь в четыре года он уже читал, считал до 10, мог написать свое имя?» Ответ очень прост. Малышу предлагались занятия, не свойственные возрасту, вместо тех, которые были бы направлены на его развитие. Поэтому, с одной стороны, структуры, которые должны были сформироваться в дошкольном возрасте (прежде всего наглядно-образное мышление), не смогли полноценно развиться, а с другой стороны, ребенок уже устал учиться, и к началу школьного обучения его интерес к познанию нового угас.

Необходимо отметить, что любые развивающие воздействия будут эффективны только в том случае, когда в жизни ребенка остается место для обычной игры – с сюжетами, ролями, правилами.

К четырем годам малыши обычно уже владеют простейшими игровыми действиями. Они умеют выбирать роль и обозначать ее словами («Я – продавец», «Я – мама»), используют вместо реальных предметов игрушки или предметы-заместители (вместо ложки куклу кормят палочкой, мыло заменяется кубиком и т. д.). Такие простые действия очень важны для развития ребенка – он начинает разделять вымысел и реальность, таким образом формируются зачатки воображения.

На пятом году жизни дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться, кто какую роль будет выполнять, учитывать мнение другого, сопереживать ему, соблюдать правила игры. Они знакомятся с разными профессиями, особенностями взаимоотношений между людьми – родителями и детьми, продавцами и покупателями, врачами и пациентами, а значит, расширяется их представление о мире, развивается эрудиция. В игре развиваются такие психические процессы, как память и внимание.

Перечисленные качества важны и сами по себе, и являются показателями готовности ребенка к школьному обучению. Психологическая готовность к школе – сложное образование, которое требует отдельного разговора. В рамках данной статьи лишь отметим, что, если мы хотим, чтобы ребенок с радостью ходил в школу, родители должны направить свои усилия на его развитие – как личностное, так и интеллектуальное, а не на механическое овладение школьными знаниями, умениями и навыками.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.