Члены рабочей группы по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования под руководством академика РАО, доктора психологических наук, директора Федерального института развития образования Александра Григорьевича Асмолова приняли участие в круглом столе «Каким быть дошкольному детству?», прошедшем в пресс-центре РИА Новости.
Обращаясь к собравшимся, А. Г. Асмолов подчеркнул, что к стандартам часто относятся предвзято, от самого этого слова веет мифами и ассоциациями.
– Стандарт дошкольного образования – это стандарт особого типа, – отметил А. Г. Асмолов, – это стандарт поддержки образования в детстве. Почему вдруг в нашей социокультурной среде всплыл вопрос о необходимости стандарта? Что нового принесет стандарт дошкольного образования в уникальную дошкольную жизнь? Как он будет связан со сменой ценностных ориентаций по отношению к детству в нашей культуре? Что ждут от этого стандарта в обществе, в государстве? Для того чтобы дать навигацию культуре, обществу, средствам массовой информации, мы и собрались сегодня.
Академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, директор Института социологии образования РАО Владимир Самуилович Собкин рассказал о том, почему именно сегодня необходимо введение стандартов дошкольного образования.
– В культуре есть и позитивное отношение к стандарту, – заметил В. С. Собкин. – Если стандарта нет, то одна часть может не подходить к другой. И в этом отношении в системе образования традиционное представление о стандарте связано с тем, что одни части системы подходят к другой: ученик, закончивший 5 класс в городе Владимире, сможет совершенно спокойно обучаться в 6 классе города Орла. В законе принято положение о дошкольном образовании как уровне образования. И мы вынуждены говорить о том, что дети, которые после детского сада приходят в школу, должны демонстрировать готовность к школьному обучению. Другое дело, что не все дети оказываются охваченными дошкольным образованием. Здесь возникает масса социокультурных трудностей. У одних семей есть стратегия домашнего воспитания, а у других – стратегия использования общественных образовательных структур только в форме дополнительных занятий.
Сложность стыковки разных уровней образования – в мозаичности культурной ситуации, в которой мы находимся. Еще одна важная вещь, о которой говорил Александр Григорьевич, – это детоцентризм в политике. Он предполагает определенную социокультурную стратегию, внеситуативность в принятии политических решений. Если мы сегодня говорим о дошкольном образовании как приоритете в образовательной политике, значит, понимаем, что начинаем работать с теми генерациями, которые войдут в самостоятельную жизнь через 11–14 лет. Поэтому это требует определенной стратегии управления образованием. Большая беда нашего времени – ситуативные формы управления системой образования. Реакция на угрозы без выстраивания стратегии. Одна из ключевых проблем, которую нужно рассматривать при подготовке стандарта, проблема социального неравенства. И важно с помощью стандарта как механизма решить, по мере возможности, проблемы доступа к системе качественного дошкольного образования детей из слабых социальных групп.
Второе – необходимо вернуться к той системе образования, которая была у нас 20 лет назад. Была система муниципальных и ведомственных детских садов. Ведомственные детские сады являлись особой формой вложения капитала, усилий, средств. Эти детские сады имели свои методические кабинеты, программы и условия. Когда все детские сады были переданы на муниципальный уровень управления, встал вопрос, как вкладывать деньги бизнеса в образование. Стандарт должен найти какие-то возможности для участия бизнес-структур в развитии системы дошкольного образования.
Деформация традиционного уклада в воспитании ребенка в семье – это серьезнейшая проблема. У нас масса неполных семей. Родители часто не чувствуют психологических вещей, на которые надо откликаться при воспитании ребенка. И эта педагогическая безграмотность семьи требует поддержки, и стандарт, как механизм, обеспечивающий связь семьи и общественной системы воспитания, может выполнять важную роль в повышении наукоемкости и культуроемкости воспитания на этапе дошкольного детства.
Игровая форма деятельности является очень важной в воспитании ребенка-дошкольника. Сейчас, к сожалению, детская игра редуцируется. Ребенок не играет в традиционные игры. Здесь большая беда и для семьи, потому что родители не умеют поддерживать игровую активность ребенка, и для современной системы дошкольного воспитания. Очень серьезное требование к стандарту – вернуть игровую деятельность в детский сад. При разработке стандартов, программ дошкольного образования важно включить туда современные базы научных исследований.
Какие ожидания у родителей, у учителей начальной школы по отношению к стандарту? Были проведено экспресс-исследование, о котором рассказала кандидат педагогических наук, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Владимировна Волосовец:
– Это исследование было проведено летом 2012 года. Были получены интересные и иногда даже странные результаты. Чего ждут воспитатели? В первую очередь, они говорят о том, что необходимо обеспечить безопасность ребенка. Есть проблемы взаимоотношений между воспитателями и родителями. Воспитатели ждут от родителей более толерантного отношения к педагогам. Сейчас воспитатели оформляют очень много документов, поэтому снижение документооборота – один из ключевых вопросов, волнующих воспитателей. Педагогам хотелось бы больше доступных, простых образовательных программ, по которым можно было бы работать сразу, не изучая их годы. Такие случаи в российской истории были, когда программы были сложны и непонятны для воспитателей. Многие, наоборот, хотят проявить свое творчество как педагога-новатора и желают получить рамочную программу.
Среди родителей также большой разброс интересов. Около 50% родителей хотят, чтобы их ребенок, помимо основной образовательной программы, которую он получает в дошкольном учреждении, еще и развивался в той или иной области: играл на скрипке, плавал в бассейне, рисовал, лепил, конструировал и т.д.
Здесь возникает самое интересное направление, которое должно найти отражение в стандарте, – это возможность реализации основной образовательной программы вместе с дополнительными образовательными услугами и необходимость сетевого взаимодействия между дошкольным и дополнительным образованием детей. Чтобы была возможность организовать режим работы дошкольного образовательного учреждения таким образом, чтобы ребенок мог учить то, что хотят родители.
– Задача понять эти ожидания и создать ситуацию практически невозможного, как говорил Козьма Прутков, объять необъятное, – заметил А. Г. Асмолов. – В этой ситуации особенно интересно, насколько эти ожидания согласуются с Великим Неизвестным – современным дошкольником.
Что происходит с современной ситуацией развития, с детством, – об этом рассказала доктор психологических наук, заместитель декана по научной работе факультета психологии МГУ Ольга Александровна Карабанова. Она обратила внимание на некоторые современные тенденции развития дошкольников, которые не могут не вызывать тревоги и беспокойства не только у родителей, психологов и педагогов, но и у самой широкой общественности:
– Особенность современного детства в том, что по уровню развития дети поляризуются. Число детей с ограниченными возможностями здоровья, которых раньше мы называли детьми с особыми потребностями, сегодня растет. Такие дети требуют индивидуального подхода. Они могут открыть свои способности и таланты, но нужна специальная система воспитания и общения. Но есть достаточно большая группа детей, продвинутых в своем развитии, которые тоже нуждаются в особой образовательной среде, в особой программе воспитания.
Еще одна проблема – трудности института семьи и обеднение содержания общения детей и взрослых. Это приводит к тому, что у ребенка не формируется чувство оптимизма, уверенности в себе. Ближайшим психологическим последствием этого является ограничение любознательности ребенка, готовности к экспериментированию, а это находит отражение в низкой мотивации к обучению и образованию.
К сожалению, гордость за свои достижения к моменту поступления в школу часто растворяется в нотациях и поучениях взрослых, которые стараются оценить ребенка с точки зрения правильности и неправильности.
Важный момент социализации – умение ребенка строить сотрудничество не только со сверстниками и взрослыми, но и умение строить сотрудничество, направленное на освоение системы базовых ценностей культуры и морально-этических норм. Еще один важнейший блок, связанный с формированием жизненных навыков, – умение в новой нестандартной ситуации не бояться ее, находить решение, ориентироваться на те социальные знания, которые дети получают в процессе воспитания в детском саду.
Представляется, что преемственность дошкольного и школьного образования не исчерпывается только формированием системы представлений о мире и базовых познавательных способностей. Ключ к этому лежит в готовности ребенка к сотрудничеству и содействию с педагогом как носителем той системы социальных норм, знаний, правил, которые встречают ребенка на пороге школы.
Мы сравнивали две группы детей, которые различались по психологической готовности к школе. Оказалось, что одна группа более готова, другая – менее. Однако их прогресс в школе не был напрямую связан с этой готовностью. Оказалось, все зависит от того, как принимает учитель ребенка в школе. Способность учителя увидеть в ребенке маленького творца, подстроиться под него, предложить ему те формы сотрудничества и учебной деятельности, которые адекватны возрасту, индивидуальности ребенка, – все это выводит ребенка на уровень успешности.
Любой стандарт, в том числе и в области дошкольного детства, – это изменение в системе управления образованием. Это норма, которая должна учитываться и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях. То, что дошкольное образование стало уровнем образования, такого в нашей стране не было никогда.
Начальник департамента образования администрации Перми Людмила Анатольевна Гаджиева рассказала об особенностях организации образовательных услуг на примере своего региона. Модель организации услуг дошкольного образования в Перми охватывает всех детей от 1,5 до 7 лет. В первую очередь, семья несет ответственность за воспитание ребенка, поэтому родители выбирают поставщика услуг. Такая модель создает реальную здоровую конкуренцию, она стимулирует рост качества образования. В случае, если ребенок не посещает детский сад, родителям выплачивается денежная компенсация – около 5 тысяч рублей.
Анжела Олеговна Невежина, заведующая МАДОУ «Детский сад № 111 «Дашенька», г. Улан-Удэ, поделилась своим видением тех проблем, которые стоят перед дошкольным образованием.
– Сегодня мы обсуждаем, что является смыслом дошкольного образования, чему и как учить наших детей, – подчеркнула А. О. Невежина. – И от того, как мы ответим на этот вопрос, зависит будущее нашей страны. Мы очень надеемся на стандарт и рады тому, что наконец-то дошкольное детство стало государственным приоритетом.
На сегодняшний день существует проблема старения педагогических кадров, медленное обновление молодыми, мобильными педагогами. И стандарт нужен, чтобы обеспечить условия и включить расходы на поддержку дошкольного детства, поддержку педагога и его мотивацию. Следующим этапом должно стать появление профессионального стандарта педагога, который станет документом, позволяющим педагогу работать творчески.
Работу круглого стола Т. В. Волосовец завершила английской поговоркой: «Не воспитывайте своих детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя».
Полный видеоотчет о круглом столе и ответы участников на вопросы журналистов смотрите на сайте журнала «СДО» (www.sdo-journal.ru) и на видеопортале «СДО» на YouTube.
Ваша корзина пуста