ISSN 1997-9657
       

Калинина Л.Ю. Арт-композиция как маркер музыкальной одаренности старших дошкольников: к постановке проблемы

№6 2018 Калинина Л.Ю. Арт-композиция как маркер музыкальной одаренности старших дошкольников: к постановке проблемы
Аннотация

Введение. В статье рассматривается феномен музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста и новые возможности ее выявления. Цель работы – предложить методику ранней диагностики данного качества личности в процессе художественно-творческой деятельности.

Методы. Методологической основой исследования являются: идеи в области идентификации ребенка как одаренного (Дж. Рензулли, А. Гессер, К. Хеллер, Ф. Монкс, К. Эрикссон, А.И. Савенков, Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.А. Никитин, М. Сторфер, Е.И. Щебланова и др.); концепция педагогической технологии «Арт-композиция» как ресурса художественного образования (Л.Ю. Калинина); исследовательские данные об особенностях художественно-творческой деятельности старших дошкольников – обучающихся Центра внешкольного образования «Творчество» Самары. Был применен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и метод моделирования творческих заданий для старших дошкольников, позволяющих выявить у них признаки скрытой музыкальной одаренности.

Построение исследования. На основе анализа полученных данных выдвинута гипотеза о том, что можно осуществить раннюю диагностику одаренности в условиях художественно-творческого процесса. Определен подход в проверке гипотезы, ключевую роль в котором выполняет педагогическая технология «Арт-композиция»: по результатам выполнения ребенком творческих заданий и оценивания продуктов деятельности по специальным критериям может быть сделан вывод о наличии или отсутствии у него одаренности.

Результаты. Полученные результаты исследования содержат анализ теоретических источников по проблеме, включая публикации 2015–2017 гг. Представлен опыт стимулирования творческих проявлений старших дошкольников на занятиях с элементами арт-композиции. Для совершенствования арсенала средств раннего выявления одаренности предложен диагностический инструментарий, применимый в естественных условиях занятия. Методика, которую могут использовать педагоги без помощи психологов, позволит реализовать природный потенциал ребенка со скрытой одаренностью. Дана общая характеристика деятельности педагога по выявлению музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения арт-композиции.

Выводы. В статье впервые предпринята попытка на основе обобщения теоретических положений и опыта работы создать универсальную и простую в применении методику, позволяющую «маркировать» наличие музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

Фрагмент статьи

Введение

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка необходимо осуществлять в соответствии с его индивидуальными особенностями (ФГОС ДО, 2013). Выявляя одаренность детей, педагоги овладевают «ключом» к индивидуализации процесса дошкольного образования. Проблема заключается в том, чтобы оснастить их методикой, помогающей раскрыть способности ребенка. Эта методика должна быть компактной и доступной в применении педагогам без специального (музыкального, художественного) образования. Только в этом случае она будет использоваться массово и результативно.

К настоящему времени ресурс педагогических технологий, открывающих неявные стороны природного дарования ребенка, находит недостаточное применение. В статье мы рассмотрим возможность диагностики музыкальной одаренности старших дошкольников в процессе создания ими арт-композиций. Предлагаемый подход универсален, т. к. основан на понимании взаимосвязи всех личностных качеств ребенка. Придерживаясь его, можно выявлять одаренность в сфере математики, спорта и т.д.

Терминология и научные основы исследования

Понятие одаренности постоянно обогащается новыми гранями, уточняется и усложняется. Распространение и признание получил ряд положений, сформулированных известными учеными – Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, М.Л. Ивлевой, А.А. Никитиным, Дж. Рензулли, А.И. Савенковым, К.А. Хеллер, К. Эрикссоном и др.

Наиболее значимы для нашего исследования те идеи, на основе которых можно определить критерии идентификации ребенка как одаренного, а в дальнейшем рекомендовать для него освоение специально разработанных программ (Renzulli, Gaesser, 2015).

Список литературы

1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 275–295.
2. Богоявленская Д.Б. одаренность: ответ через полтора столетия // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2010. – №3 – С. 3–17.
3. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. и др. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М.: Министерство образования РФ, 2003. – 95 с.
4. Вайнер Э.М. Психика и ее компоненты // Валеология: Учебник для вузов. – М.: ФЛИНТА; Наука, 2013. – 448 с.
5. Ивлева М.Л. Философские основания психологической концепции одаренности: дис. …
д-ра филос. наук: 09.00.08. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. – 450 с.
6. Калинина Л.Ю. Синтез искусств в современном художественно-эстетическом образовании. Теоретические основы и технология арт-композиции: монография. – Самара: Артель, 2017. – 268 с.
7. Калинина Л.Ю. Содержание понятия «арт-композиция» в контексте художественного образования XXI века // Самарский научный вестник. – 2016. – №2 (15). – С. 162–165.
8. Кирнарская Д.К., Тарасова К.В. и др. Музыканты и немузыканты: различия в уровнях и типах восприятия // Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
9. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. –
М.: Таланты – XXI век, 2004. – 496 с.
10. Мартынова И.С. Теоретические основы приобщения старших дошкольников к социокультурным ценностям // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017, Том 5, №1 (январь – февраль). – С. 32–33.
11. Милованов А.В. Генотипирование сортов винограда по молекулярным маркерам // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – №96 (02). – С. 1–13.
12. Никитин А.А. Развитие детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – М.: МГПУ, 2013. – 391 с.
13. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. – 2002. – №3. – С. 113–146.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/wpSgNy (Дата обращения: 10.05.2018)
15. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. – М.: Обнинск: ИГ – СОЦИН. –
2008. – 212 с.
16. Юсов Б.П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы международной научно-практической конференции 25–29 августа 1997 г. / Под ред. Л.П. Казанцева; сост. П.С. Волкова. – Астрахань: Астраханский институт усовершенствования учителей, 1997. – С. 314–320.
17. Ericsson K.A. (2014) Creative genius: A view from the expert-performance approach / In D.K. Simonton (Ed.), The Wiley-Blackwell handbook of genius. New York: Wiley, 321–349.
18. Ericsson K.A., Nandagopal K., & Roring R.W. (2009) An expert-performance approach to the study of giftedness. In L. Shavinina (Ed.), International handbook of giftedness. Berlin, Germany: Springer Science + Business Media, 129–153.
19. Gardner H. (1999) Intelligence Reframed. Multiple intelligences for the 21st century. – New York: Basic Books, 292.
20. Guilford J.P. (1967) The Nature of Human Intelligence. N Y: Scribner, 538.
21. Heller K.A. (2005) The Munich Model of Giftedness and Its Impact on Identification and Programming. Gifted and Talented International, 20–36.
22. Kirnarskaya D., Winner E. (1999) Musical Ability in a New Key: Exploring the Expressive Ear for Music. Psychomusicology, 16. 2–16.
23. Mцnks F.J., Ypenburg I.H. (2011) Hoogbegaafdheid bij kinderen. Amsterdam: Uitgeveij Boom [Электронный ресурс] URL: https://goo.gl/4hp5bk (Дата обращения: 24.06.2018)
24. Renzulli J.S. (1978) What Makes Giftedness? Reexamining a Definition. – Phi Delta Kappan, 60(3). 180–261.
25. Renzulli J.S., Gaesser A.H. (2015) Monograph for Critical Issues in Gifted Ed & Talent Development A Multi Criteria System For the Identification of High Achieving and Creative/Productive Giftedness. Full-text Article. Revista de Educaciуn (Madrid). 368.
26. Storfer M.D. (1990) Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and early environment. San Francisco, Oxford: Jossey-Bass Publishers, 636.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

одаренность, выявление одаренности у детей, учебное творчество, арт-композиция