ISSN 1997-9657
       

Каминский И.В., Каминская Т.С.  Раннее обучение ходьбе на лыжах: достоинства, перспективы, специфика

Аннотация

Статья рассказывает о преимуществах раннего освоения двигательных навыков и концентрируется на специфике лыжного спорта и его значении для занятий с дошкольниками с точки зрения текущих сложностей и последующих перспектив обучения ходьбе на лыжах. В связи с этим рассмотрены особенности техники передвижения на лыжах и поэтапность овладения ей в дошкольном возрасте. На первый план выносится ведущая роль навыков сохранения равновесия на движущейся опоре и проблема их постепенного формирования. Указываются принципы применения игрового подхода и общие меры обеспечения безопасности во время занятий. Подчеркивается возможность и важность начала обучения ходьбе на лыжах уже в 2–3-летнем возрасте, ее оздоровительный, образовательный и воспитательный потенциал. При этом упор делается на правильный выбор лыжного инвентаря и ориентированность постановки задач на способности занимающихся.

Фрагмент статьи

Считается, что раннее приобщение детей к спортивным занятиям не просто способ­ствует максимальному раскрытию потенциала ребенка в развитии двигательных способностей и навыков управления своим телом, но и обогащает его познавательную деятельность за счет появления новых условий и способов взаимодействия с окружающей средой, а также является важным компонентом трудового воспитания и вносит существенный вклад в становление характера ребенка. Таким образом, несложно выявить три направления, в рамках которых ребенок имеет возможность развиваться, будучи систематически вовлеченным в подобную активность: оздоровительное, образовательное и воспитательное.

Безусловно, каждый конкретный вид спорта имеет свои особенности, определяющие его влияние на организм и личность ребенка во всех трех указанных направлениях с учетом возраста. Для преподавателя понимание данных особенностей должно служить основой при построении принципов обучения детей и организации их деятельности на спортивных занятиях. Родителю такая осведомленность поможет сделать осознанный выбор при определении перечня активности, наиболее пригодного для его ребенка, а также правильно организовать совместный досуг, одновременно оказывая направленное и размеренное влияние на развитие ребенка и формируя атмосферу теплоты и привязанности.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Барахтанов Л.В., Дмитриев П.Е. Фи­зико-механические свойства снега. –
Н. Новгород, 2011.
2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Под ред. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1990.
3. Захаров П.Я. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: лыжный спорт. Учебно-методический комплекс. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011.
4. Иванников В.А. Порождение деятельности и проблема мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2015. – №2. – С. 15–22.
5. Каминский И.В. Различные аспекты психологической подготовки лыжников-гонщиков // Национальный психологический журнал. – 2013. – №2(10). – С. 117–126.
6. Капустин С.А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – № 4. – С. 76–90.
7. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978.
8. Корнев А.Н. Развивающее обучение: вопросы методологии и технологии. Вып. II, СПб, 1998.
9. Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Корона Принт, 2000.
10. Крупник И.И. Сколько слов для льда у эскимосов // Studia Anthropologica: Сборник статей в честь проф. М.А. Членова. – М., Иерусалим, 2010. C. 411–445.
11. Лисовский А.Ф., Решетников И.А., Власова О.В., Новикова Е.А. Оздоровление и физическое развитие детей дошкольного возраста с применением средств горнолыжного спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2008. – №6 (1).
12. Новикова Н.Б. Применение видеоанализа в процессе научно-методического обеспечения сборной команды России по лыжным гонкам // Итоговый сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Итоги выступления спортивных сборных команд Российской Федерации на XXII Олимпийских зимних играх в г. Сочи». 2014. С. 130–134.
13. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт: Учебник. – М.: Физическая культура, 2005.
14. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника: Учебно-практическое пособие. –
М.: ФиС, 1999.
15. Ретюнских М.Е. Теоретико-методиче­ские основы физкультурного образования детей дошкольного возраста: Учебное пособие / М.Е. Ретюнских, Т.С. Никанорова. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014.
16. Abernethy B., Summers J.J., Ford S. Issues in the Measurement of Attention // Advances in Sport and Exercise Psychology Measurement / J.L. Duda (Ed.). Morgantown WV: Fitness Information Technology, 1998. P. 173–194.
17. Berch U. The influence of body mass in cross-country skiing // Medicine and Science in Sports and Exercise. 1987. № 19. P. 324–331.
18. Bouchard C., Dionne F.T., Simoneau J.A., Boulay M.R. Genetics of aerobic and anaerobic performances // Exercise and Sport Sciences Reviews. 1992. № 20. P. 27–58.
19. Bouchard C., An P., Rice T., Skinner J.S., Wilmore J.H., Gagnon J., Perusse L., Leon A.S., Rao D.C. Familial aggregation of VO(2max) response to exercisetraining: results from the HERITAGE Family Study // Journal of Applied Physiology. 1999. №87(3). P. 1003–1008.
20. Engebretsen L., Steffen K., Alonso J.M., Aubry M., Dvorak J.,Junge A., Meeuwisse W.,
Mountjoy M., Renstrum P., Wilkinson M.
Sports injuries and illnesses during the Winter Olympic Games 2010 // British Journal of Sports Medicine. 2010. №44. P. 772–780.
21. Goldman-Rakic P.S. The prefrontal landscape: implications of functional architecture for understanding human mentation and the central executive // Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological Sciences. 1996. P. 1445–1453.
22. Hernandez A.E., Li P. Age of acquisition: Its neural and computational mechanisms // Psychological Bulletin. 2007. №133.
P. 638–650.
23. Hernandez A.E., Mattarella-Micke A., Redding R.W.T., Woods E.A., Beilock S.L. Age of Acquisition in Sport: Start early and practice often // American Journal of Psychology. 2011. №124. P. 253–260.
24. Ingjer F. Maximal oxygen uptake as a predictor of performance ability inwomen and men elite cross country skiers // Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 1991. №1.
P. 25–30.
25. Kelsall H., Finch C.F. A Review of Injury Countermeasures and Their Effectiveness for Cross-country Skiing. Monash University Accident Research Center, 1996.
26. Khodasevich L.S., Khodasevich A.L., Ku-zin S.G. Fatal injuries in sports // European Journal of Physical Education and Sport. 2013. Vol. (1),
№1. P. 38–48.
27. Liutsko L.N. Proprioception as a basis for individual differences // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. V. 6. №3. P. 107–119.
28. Nesser T.W., Chen S., Serfass R.C., Gaskill S.E. Development of upper body power in junior cross-country skiers // Journal of Strength and Conditioning Research. 2004. №18. P. 63–71.
29. Pollock M.L. Quantification of endurance training programs // Exercise and Sport Sciences Reviews. 1973. №1. P. 155–188.
30. Rusko H. Cross country skiing. Malden, MA, USA: Blackwell Science, 2003.
31. Sjodin B., Svedenhag J. Oxygen uptake during running as related to body mass incircumpubertal boys: a longitudinal study. – European Journal of Applied and Occupational Physiology. 1992. №65(2). P. 150–157.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

физическое воспитание; ходьба на лыжах; развитие двигательных умений; оздоровительные занятия; поэтапное обучение; подбор инвентаря