ISSN 1997-9657
       

Карапетян В.С., Даллакян А.М. Личностная направленность готовности будущих педагогов дошкольного и начального образования к профессиональной деятельности

№4 2018 Карапетян В.С., Даллакян А.М.  Личностная направленность готовности будущих  педагогов дошкольного и начального образования  к профессиональной деятельности
Аннотация

Введение. В статье рассмотрена проблема личностной направленности готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, теоретически обоснована необходимость регулирования взаимосвязанных процессов приобретения регулятивных и личностных универсальных учебных действий (УУД) и социально-личностных компетенций, влияюших на формирование внутриличностной мотивации к профессиональной деятельности. Методологической основой исследования выступили концепция универсальных учебных действий А.Г. Асмолова, системный и компетентностный подходы в высшем профессиональном образовании, субъектно-гуманистическое отношение к образованию.

Цель исследования – выделение компонентов вузовской образовательной среды, способствующих формированию внутриличностной мотивации к учению посредством регулирования взаимообусловленных процессов приобретения регулятивных и личностных УУД и социально-личностных компетенций.

Методы. В процессе исследования использовались: шкала оценки профессиональных компетенций Феррандес-Берруэко, Рейна и Санчес-Таразага, Лусиа; вопросник учебной активности студентов И.С. Лабынцевой, методика диагностирования мотивации студентов к учению С.М. Кетько, С.А. Пакулиной.

Результаты. Результаты комплексной диагностики профессиональных компетенций и мотивации студентов к учению констатируют отсутствие у студентов действий, отражающих социальный смысл и личностную направленность собственных профессиональных суждений. Определены возможности и методические особенности использования кейс-технологии с целью формирования у студентов регулятивных и личностных УУД в процессе непрерывной педагогической практики.

Выводы. Целенаправленное формирование регулятивных и личностных УУД с последующим приобретением социально-личностных компетенций направлено на становление внутриличностной мотивации к учению, личностной заинтересованности и ответственности в ходе профессиональной деятельности. Оптимизация процесса профессиональной подготовки педагогов дошкольного и начального образования предполагает создание образовательной среды, учитывающей индивидуально-личностные мотивы профессиональной деятельности каждого в командной работе.

Фрагмент статьи

Введение

Уровень образованности и интеллектуального потенциала студенчества является важнейшей составляющей национального богатства, а профессиональная мобильность, стремление к творчеству и умение действовать в нестандартных ситуациях – условием устойчивого развития и безопасности общества. Одной из конструктивных задач в повышении интеллектуального потенциала любой нации считается своевременная подготовка студенческой молодежи к вызовам времени. В данном ракурсе, с нашей точки зрения, неоценима роль формирования личностных универсальных учебных действий, которые способны не только активизировать самообразование и саморазвитие, присвоение студентами социального опыта и компетенций, но и стимулировать пересмотр ценностно-смысловых оснований деятельности, ведущих к преобразованию окружающего мира. Ключевой фигурой, обеспечивающей устойчивость и безопасность развития общества, является педагог, который ответственен за становление личности на всех уровнях системы образования.

Условия динамичного развития современного общества требуют постоянной модернизации образовательной системы, направленной на совершенствование личности специалиста, работающего в сфере образования. Обеспечение качественных изменений в структуре образования начинается с профессиональной подготовки педагогических кадров в новой образовательной среде, стимулирующей как мотивацию учебно-профессиональной деятельности, так и личностную ответ­ственность будущих специалистов.

Среди многочисленных исследований, посвященных формированию ключевых компетенций будущих педагогов (Асмолов, 2009; Вяликова, 2006; Зимняя, 2009; Елагина, Немудрая, Балакина, 2011 и др.), практически отсутствуют работы, затрагивающие взаимосвязь развития психолого-педагогических компетенций с формированием универсальных учебных действий (УУД), дающих возможность самостоятельного усвоения умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Анализ соотношения понятий «УУД» и «ключевые компетенции» с направлением на формирование личностной мотивации к учению, на наш взгляд, способен значительно улучшить процесс подготовки компетентного специалиста.

Ориентация на освоение универсальных учебных действий является, несомненно, революционным шагом реформирования системы образования и обеспечения ее непрерывности (Асмолов, 2010). Данная ориентация предполагает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в комплексе, обеспечивает переход от «предметных» амбиций к метапредметным знаниям, навыкам и умениям, способствует формированию ключевых профессиональных компетенций. Однако в реальности формирование УУД на уровне профессионального образования сводится к приобретению познавательных и, частично, коммуникативных и регулятивных видов УУД, в то время как личностные умения и навыки стимулируют профессиональный рост и становление ключевых компетенций. Наличие личностной ориентации в учебных действиях (самоопределение, смыслообразование и действия нравственно-этического оце­нивания) способствует формированию личностных компетенций, включающих в себя внутреннюю мотивацию личности, ценностно-смысловое и эмоциональное отношение к деятельности. Общепризнано, что учебная деятельность побуждается сложной системой мотивов, однако отсутствие внутриличностной мотивации у студентов ведет к постепенному угасанию интереса к профессиональной деятельности. Педагоги, психологи и преподаватели достаточно свободно ориентируются в определении предметных результатов обучения, но, как правило, затрудняются в оценке личностных результатов. Между тем, именно они отражают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения профессионального опыта.

Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование уни­версальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмоло-ва. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельност­ный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 18–22.
3. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход. – Пермь: ПГПУ, 2007. – 376 с.
4. Вяликова Г.С. Стимулы формирования профессиональной компетентности учителя: Монография. – М.: МГОУ, 2006. – 240 с.
5. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М.: Издательство Московского психолого-социального инсти­тута; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752 с.
6. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю., Балаки-на Л.Л. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов педагогического вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Фундаментальные исследования. –
2011. – №8-1. – С. 27–31.
7. Зимняя И.А. Единая социально-профессиональная компетентность выпу­ск­-
ника университета: понятие, подходы к фор­мированию и оценке. – М., 2008. – 54 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Эксперимент и инновации в школе. – 2009. – №2. – С. 7–17.
9. Кетько С.М., Пакулина С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2010. – №1. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/1657/pdf_version.pdf (дата обращения: 19.04.2011)
10. Буклин Е.Н. Компетентностно-деятельностный подход как основа развития универсальных учебных действий студентов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – №4(28). – С. 170–176.
11. Кузьмина Н.В. Специалисты – субъекты изучения продуктивности своей деятельности (в свете акмеологической теории фундаментального образования) // Акмеология 2005. Методологические и методические проблемы. Вып. 10. / Под ред. Н.В. Кузьминой, Л.И. Дубровиной. – СПб: ЦСИ, 2005. – С. 9–19.
12. Лабынцева И.С. Динамика учебной активности студентов вуза и ее субъективные факторы // Вестник Ленинградского государ­ственного университета имени A.C. Пушкина. –
2013. – №1. – Т.5. – С. 41–53.
13. Литавор В.С. Моделирование системы педагогического проектирования универсальных учебных действий студентов в образовательном пространстве // Молодой ученый. – 2011. – №9. – С. 215–221.
14. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
15. Мясников В.А., Найденова Н.Н. Компетенции и педагогические измерения // Педагогическая диагностика. – 2007. – №2. – С. 42–49.
16. Патрушева И.В. Организация само­стоятельной работы студентов педвуза
с использованием кейс-метода // Педагогиче-ское образование в России. – 2015. – №8. –
С. 19–23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoyraboty-studentov-pedagogicheskogo-vuza-s-ispolzovaniem-keys-metoda (дата обращения: 20.11.2016).
17. Прозументик О.В., Зорина Н.А. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе подготовки будущего педагога ДОУ (на основе использования кейс-технологии) // Пермский педагогический журнал. – 2016. – №8. – С. 110–118.
18. Сергеева Б.В. Дидактическое обеспечение развития профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования в вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – №4. – С. 66–86; URL: http://pedagogy.science-review.ru/ru/article/view?id=1523 (дата обращения: 31.07.2017)
19. Смолянинова О. Г., Храмова Л.Н., Колокольникова З.У. Реализация кейс-технологии в профессиональной подготовке будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-keystehnologiy-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego-pedagoga (дата обращения: 20.11.2016).
20. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Т.С. Па­ниной. 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
21. Тимошенко А.И., Маклонова Т.С. Приемы диагностики сформированности профессионально значимых личностных качеств студентов педагогического вуза // Высшее образование сегодня. – 2016. – №4. – С. 27–29.
22. Ferrбndez-Berrueco, Reina & Sбnchez-Tarazaga, Lucнa (2014). Teaching competences in Secondary Education. Analysis of teachers’ profiles. RELIEVE, v. 20 (1), art. 1. DOI: 10.7203/relieve.20.1.3786 e-Journal of Educational Research, Assessment and Evaluation

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

универсальные учебные действия, социально-личностные компетенции, мотивация, образовательная среда, командная работа, кейс-технология