ISSN 1997-9657
       

Кашуркина С.С., Лукишина Т.А. Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей

№6 2019 Кашуркина С.С., Лукишина Т.А. Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей
Аннотация

В статье анализируется отношение респондентов к профессии «педагог дошкольного образования». Респондентами выступили педагоги дошкольных образовательных учреждений (n = 203) и родители дошкольников (n = 706), выборка исследования – целевая. Основанием для проведения эмпирического исследования выступила программа НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (г. Казань), реализуемая в рамках экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС. Срок проведения исследования – сентябрь–октябрь 2018 г. Для сбора информации использовался метод анкетирования.

Исследование показало, что, признаваясь профессионалом, значимым для прогрессивного развития общества, педагог дошкольного образования выполняет его социальный заказ, но оценивается общественным мнением как человек, не имеющий возможности подняться на высокую ступень в социальной иерархии. Несмотря на принадлежность респондентов-педагогов дошкольных образовательных учреждений к малообеспеченным слоям российского общества и отсутствие высокого социально-экономического статуса, их представления о своей профессии в целом позитивны. Авторы предполагают, что позитивная интерпретация респондентами-педагогами ДОУ внешней оценки своей профессии является механизмом осознанного повышения профессионализма. Педагог ДОУ – это творческая профессия и положительная самооценка престижа работы в ДОУ может быть связана с процессами самоактуализации и самореализации. С другой стороны, завышенные представления о престиже своей профессии помогают педагогам ДОУ формировать свой символический капитал.

Респонденты-родители демонстрируют доверие к государственным дошкольным образовательным учреждениям, что определяется патерналистскими ориентациями родителей во взаимоотношениях с педагогами и администрацией дошкольного образовательного учреждения и интерпретируется авторами как лояльность респондентов к государственным структурам.

Авторы отмечают, что престиж профессии «педагог дошкольного образования» имеет разный смысл для тех, кто является ее носителем, для тех, кто пользуется образовательными услугами, для общества в целом.

Фрагмент статьи

В статье анализируется отношение респондентов к профессии «педагог дошкольного образования». Респондентами выступили педагоги дошкольных образовательных учреждений (n = 203) и родители дошкольников (n = 706), выборка исследования – целевая. Основанием для проведения эмпирического исследования выступила программа НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (г. Казань), реализуемая в рамках экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС. Срок проведения исследования – сентябрь–октябрь 2018 г. Для сбора информации использовался метод анкетирования.

Исследование показало, что, признаваясь профессионалом, значимым для прогрессивного развития общества, педагог дошкольного образования выполняет его социальный заказ, но оценивается общественным мнением как человек, не имеющий возможности подняться на высокую ступень в социальной иерархии. Несмотря на принадлежность респондентов-педагогов дошкольных образовательных учреждений к малообеспеченным слоям российского общества и отсутствие высокого социально-экономического статуса, их представления о своей профессии в целом позитивны. Авторы предполагают, что позитивная интерпретация респондентами-педагогами ДОУ внешней оценки своей профессии является механизмом осознанного повышения профессионализма. Педагог ДОУ – это творческая профессия и положительная самооценка престижа работы в ДОУ может быть связана с процессами самоактуализации и самореализации. С другой стороны, завышенные представления о престиже своей профессии помогают педагогам ДОУ формировать свой символический капитал.

Респонденты-родители демонстрируют доверие к государственным дошкольным образовательным учреждениям, что определяется патерналистскими ориентациями родителей во взаимоотношениях с педагогами и администрацией дошкольного образовательного учреждения и интерпретируется авторами как лояльность респондентов к государственным структурам.

Авторы отмечают, что престиж профессии «педагог дошкольного образования» имеет разный смысл для тех, кто является ее носителем, для тех, кто пользуется образовательными услугами, для общества в целом.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО" или скачивайте PDF с сайта

Список литературы

1. Абанкина И.В., Родина Н.В., Филато-ва Л.М. Анализ изменений в сфере дошкольного образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 78 c.
2. Абдалина Л., Бережная И. Про­фессионализм педагога: компоненты, критерии оценки [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/professionalizm-pedagoga-komponenty-kriterii-otsenki (дата обращения: 30.01.2019).
3. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. Под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997. – 420 с.
4. Бобина О.С. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в образовательной организации (на примере образовательных организаций СПО): дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2015. – 254 с.
5. Вебер М. Наука как призвание и профессия [Электронный ресурс] / Электронная библиотека ЛитМир. URL: https://www.litmir.me/br/?b=44288 (дата обращения: 25.02.2019).
6. Ермолаева П.О., Дёмкина Е.П. Восприятие Татарстана его жителями: лояльность республике и оценка перспектив развития // Электронный экономический вестник. – №3 (июль–сентябрь 2015 года). – С. 29–37.
7. Зарплаты воспитателей повысились с нагрузкой [Электронный ресурс] / Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3521765 (дата обращения: 30.01.2019).
8. Козырева П.М. Доверие и его ресурсы в современной России. – М.: Институт социологии РАН, 2011. – 172 с.
9. Колесникова Е.М. Российские учителя и воспитатели: особенности «женской» занятости и внутрипрофессиональная дифференциация [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik-soc.unn.ru/files/Предварительный%20макет%20№%204%202018.pdf (дата обращения: 24.02.2019).
10. Колесникова Е.М. Педагоги дошкольного образования: восприятие репутации в СМИ и проблемы модернизации информационной политики // Профессиональные группы в модернизирующемся российском обществе: монография [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=6952&type=publ (дата обращения: 02.03.2019).
11. Колесникова Е.М. Педагоги дошкольного образования: специфика профессиональной группы и рынка услуг // Вестник Института социологии. – №7. – 2013. – С. 135.
12. Константиновский Д.Л. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. – М.: ЦСП и М, 2015. – 232 с.
13. Константиновский Д.Л. Изменение неравенства в образовании [Электронный ресурс] / Институт социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/files/File/ezhegodnik/2018/25_Ejegod_2018-25.06_Konstantinovsky.pdf (дата обращения: 24.02.2019).
14. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). – М.: ЦСП, 2008. – 552 с.
15. Маклакова Т.Г. Влияние размера заработной платы на субъективное экономическое благополучие человека // Креативная экономика. – 2015. – №9 (10). – С. 1217–1228.
16. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социальные аспекты подготовки дошкольных работников в России // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров – Электрон. дан. – М.: Российское общество социологов, 2016. – С. 6477–6485.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького, 2011. – 351 с.
18. Некрасов А.Ю., Блинова Л.Ф., Кашуркина С.С., Лукишина Т.А. Отчет об экспериментальной деятельности НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС при Президенте РФ за 2018 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.csgo-kazan.ru/625-otchet-po-eksperimentalnoj-deyatelnosti.html (дата обращения: 03.03.2019).
19. Нисская А.К. Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным. [Электронный ресурс] // Теория и практика образования. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/predstavleniya-sovremennyh-roditeley-o-doshkolnom-obrazovanii-kak-sdelat-detskiy-sad-privlekatelnym (дата обращения: 30.01.2019).
20. Прожиточный минимум в России [Электронный ресурс] / Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3622932 (дата обращения: 30.01.2019).
21. Рейтинг профессий и школьных предметов [Электронный ресурс] / Аналитический центр Ю. Левады. URL: https://www.levada.ru/2018/08/10/rejting-professij-i-shkolnyh-predmetov/ (дата обращения: 30.01.2019).
22. Руднев М.Н. Методология и основные результаты исследований престижа профессии в зарубежной социологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Prestizh_prof_Rudnev.pdf (дата обращения: 10.01.2019).
23. Сваталова Т.А. Оценивание профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования с учетом требований профессионального стандарта // Современные исследования социальных проблем. – 2016. – №3-2 (59). – С. 193–198.
24. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №1 (83). – С. 6–18.
25. Тихонова Н.Е. Модель субъективной стратификации российского общества и ее динамика // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссия. – 2018. – №1-2 (126). – С. 17–28.
26. Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность. – М.: Новый хронограф: Институт социологии РАН, 2014. – 408 с.
27. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2014. – 607 с.
28. Шевченко Т.С. Статус педагога-воспитателя в профессиональном становлении [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека КиберЛенинка. URL: // https://cyberleninka.ru/article/v/status-pedagoga-vospitatelya-v-professionalnom-stanovlenii (дата обращения: 30.01.2019).
29. Эннанова Л.Ф. Проблемы профессиональной компетентности педагогов системы дошкольного образования // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 11 (41). – С. 197–199.
30. Ярская-Смирнова Е., Смирнов П. Те самые профессии: шкалы престижа и рамки публичности [Электронный ресурс] / Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/53457135 (дата обращения: 10.01.2019).

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

педагог дошкольного образования, престиж профессии, дети дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение, родители