Богоявленская Д.Б. «Каждый ребенок обладает возможностью становления творческих способностей»

Фрагмент статьи

Диана Борисовна Богоявленская – доктор психологических наук, профессор, председатель Московского отделения Российского психологического общест­ва. Награждена медалью им. К. Д. Ушинского, лауреат премии Президента РФ в области образования (за комплекс исследований в области психологии одаренности) и премии Президента РФ по программе «Дети России» (за особый вклад в работу с одаренными детьми). Основное направление научной деятельности Д. Б. Богоявленской – вопросы общей психологии, психологии мышления, творчества и одаренности. Наряду с исследовательской и преподавательской, она ведет большую научно-организационную работу. Мы попросили Диану Борисовну поделиться практическими наработками и дать читателям советы по воспитанию детей и развитию их творческих способностей.

– Диана Борисовна, в наши дни проблемы творчества, индивидуальности, одаренности очень популярны. Интерес к ним возрос не так давно. Вы же изучаете эти проблемы много лет. Когда и почему вы начали заниматься психологией творчества?

– В студенческие годы мой научный руководитель С. Л. Рубинштейн предложил мне заняться выяснением механизма инсайта (инсайт – по-русски озарение, неожиданное понимание проблемы, нахождении ее решения. – прим. авт.). Конечно, я могла отказаться от этой темы. В то время у меня была необычная ситуация – я получила право учиться на двух факультетах. На факультет психологии я поступила будучи студенткой 4-го курса философского факультета, поэтому к тому времени представление о творчестве как высшей функции человека у меня было достаточно сформировано. Так или иначе, этого вопроса касались все философские концепции. Идея заняться разгадкой и механизмом инсайта, моментом формирования открытия мне импонировала. Я действительно очень увлеклась этой проблемой.

– Можно сказать, что вам интереснее смотреть на творчество с психологической точки зрения, нежели с философской?

– Я стала заниматься психологией ради философии. Для меня было высшей похвалой, когда напечатали мою первую книгу, и очень талантливый философ написал на нее рецензию. Он отметил, что органично взаимодейст­вуют два аспекта – философский и психологический, не перекрывая друг друга. Для меня психологический эксперимент очень хорош тем, что все можно посмотреть, пощупать, обдумать. То есть именно экспериментировать. Ты видишь, ты интерпретируешь, но ты понимаешь, что ты прав, когда дошел до философского обобщения.

– Бытует мнение, что творческий потенциал человечества большей частью исчерпан: в наше время нет великих композиторов, которые могли бы сравниться с классиками, писателей «величины» Льва Толстого и т. д. Разделяете ли вы эту точку зрения?

– Ни в коем случае. Творчество – родовая сущность человечества. И среди наших современников есть значимые величины: В. Распу­тин, А. Шнитке и т. д.

– Творчество – родовая сущность человечества, значит, оно неотъемлемое качество каждого человека?

– Когда говорится, что человека как человека характеризует «транцендентность», то имеется в виду родовая сущность человека, т. е. постоянная способность выходить за пределы себя. Но родовой сущности соответствуют далеко не все люди. Маркс не случайно говорил, что в обществе в настоящий момент господствует частичный человек. Только проводя психологические эксперименты, я поняла, что он имел в виду, утверждая, что эпоха до коммунизма – это предыстория человечества. Человек работает не как человек. Людям трудно мыслить, а многие просто не умеют. И всегда мыслят по необходимости, когда уж очень заставляют обстоятельства.

– Можно ли воспитать великого композитора или писателя?

– Если поставить такую задачу, то нет. Потребность воспитывается из причастности к чему-то. Поэтому, если ребенок растет, слушая хорошую музыку, видит, что это оценивается взрослыми, то в него это закладывается. Если первые попытки ребенка оканчиваются некоторой удачей, навыки закрепляются, начинает формироваться склонность. А склонность – это та платформа, на которой уже может развиваться способность, и если другие контакты, другие жизненные ситуации не перетягивают ребенка в другую сторону, то он может пойти по этому пути. Надо создавать возможность для формирования личности ребенка, давать ему возможность выбора. Это должен быть только его выбор. А не так – ты будешь композитором, вот сиди и играй. Такое отношение ничего, кроме отторжения, у ребенка не вызовет.

Беседовала Элла Емельянова.

Полный текст интервью читайте в журнале «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.