ISSN 1997-9657
       

Веракса Н.Е. Каждый ребенок – жемчужина

№4 2009 Веракса Н.Е. Каждый ребенок – жемчужина
Полный текст

Дошкольное образование в Малайзии стало развиваться с начала 1960-х годов, однако осуществлялось оно религиозными общинами и негосударственными организациями. Однако уже в 1970-х годах наряду с частными садами и садами негосударственных организаций появились государственные дошкольные образовательные учреждения, которые принадлежали следующим основным ведомствам: Министерству образования, Министерству сельского развития, Министерству национального единства и общинного развития. При этом в настоящее время более 60 % детских садов подчиняются Министерству сельского развития и лишь 18 % – частному сектору. В 1972 году Министерство образования Малайзии издало закон, согласно которому все детские сады, их педагоги и администрация должны проходить официальную регистрацию.

Первоначально программы обучения и качество подготовки педагогов сильно различались, что вынудило Министерство образования организовать в начале 1980-х годов разработку стандартов дошкольного образования. В 1986 году выпустили руководство по дошкольному образованию, в котором был представлен первый в Малайзии формализованный план обучения детей дошкольного возраста.

В 1992 году это руководство пересмотрели, выпустили книги – конспекты занятий для педагогов, пособия по осуществлению различных видов деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, учебники для педагогов, различные игровые, дидактические материалы для детей. Мониторинг экспериментальных групп, работа в которых осуществлялась в соответствии с программой Министерства образования (в 1992 году их было более 1000, а в 2007-м – около 6000), показал успешность новой программы и тем самым позволил установить закон, согласно которому все детские сады (и государственные, и частные) должны следовать Национальному плану дошкольного обучения.

Педагоги, работающие в детских садах, управляемых Министерством образования, имеют диплом педагога, многие – степень магист­ра в области раннего образования. Педагоги из детских садов других ведомств также могут проходить обучение от 3 недель до 6 месяцев. Однако в последнее время все педагоги приближаются к стандарту специалиста. Для получения диплома студенту необходимо проучиться в университете 3 года; для того чтобы повысить квалификацию – еще один год.

В Малайзии существуют два типа детских садов: домашние центры, ориентированные на небольшие группы детей (не более 10 человек) в возрасте до 4 лет, и дошкольные образовательные учреждения для детей 4–5 лет, представленные в основном в городах. Государственные детские сады не взимают с родителей плату за обучение детей, в то время как за частные детские сады необходимо платить, причем сумма взносов может сущест­венно различаться.

Основными принципами дошкольного образования являются: 1) понимание особенностей детей (того, что они активны, любознательны и им нужны любовь, внимание и безопасность); 2) предоставление детям богатого, стимулирующего их развитие окружения; 3) обеспечение образовательных программ различными материалами – напечатанными, сенсорными, интерактивными и др.

Главные цели дошкольного образования:

  • воспитание любви к Родине;
  • обучение хорошим манерам и воспитание моральных ценностей;
  • овладение основными навыками ком­муникации;
  • уважение родного языка;
  • овладение основами английского языка;
  • поощрение физической активности как основы хорошего здоровья;
  • развитие критического мышления.

Указанные цели достигаются в соответствующих сферах: развитие речи и коммуникации; когнитивное развитие; социо-эмоциональное развитие; духовное и моральное развитие; физическое развитие; эстетическое и творческое развитие.

Рекомендуемое время занятий с детьми составляет 3,5 часа в день, из которых 150 минут уделяется групповым занятиям, 30 минут – свободной деятельности и 30 минут на обед.

Новейшим проектом по раннему обучению и уходу за детьми в Малайзии является проект «Пермата», ориентированный на детей раннего и дошкольного возраста. 21 ию­ня 2006 года премьер-министр и его кабинет инициировали запуск программы «Каждый ребенок – жемчужина». Для реализации проекта было выделено более 5 миллионов долларов, что позволило к настоящему времени открыть 14 небольших центров раннего обучения и ухода за детьми, которые посещают более 300 детей.

Программа «Пермата» ориентирована на детей от года до пяти лет из семей с низким доходом, проживающих в сельской местности.

В основе образовательной программы заложены следующие постулаты:

  • каждый ребенок ценен сам по себе;
  • каждый ребенок – это потенциально продуктивный капитал страны;
  • качество раннего образования играет определяющую роль в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии ребенка.

В основу программы были положены исследования британских ученых, которые показали ценность раннего обучения. В качестве объек­тивного критерия этими авторами были выбраны показатели созревания головного мозга. Оказывается, для успешного развития мозга ребенку необходимо получать позитивный опыт обучения и стимуляцию, что способствует росту нервных клеток. Считается, что для этого в детских садах особое внимание следует уделять игровой деятельности, которая так нравится детям.

Особенность программы «Пермата» также составляет интегративный подход к воспитанию детей: семья и община, в которой растет ребенок, имеют возможность получать консультации по вопросам питания, семейных проблем и др. Взаимодействие с родителями считается необходимым, поэтому один час в неделю каждый родитель проводит в центре, где он играет, читает или рассказывает детям истории; посещает группы, в которых обсуждаются проблемы развития; отправляется в походы с детьми и др. В детских центрах родителей обучают работе с детьми и фактически передают функции педагога. Делается это сознательно, поскольку считается, что родитель обладает возможностями не только воспитывать, но и обучать своего ребенка.

В качестве примера можно привести реализацию метода обучения игры на скрипке профессора Ш. Сузуки. В отличие от обычной практики занятий в музыкальной школе или кружке, когда родители оставляют ребенка педагогу, в Малайзии применяется другой подход: родители присутствуют у педагога вместе с детьми. Во-первых, это учит родителей правильно вести себя во время занятий – не раздражаться по поводу неудач ребенка, а, наоборот, поддерживать его. Во-вторых, это дает детям дополнительное одобрение со стороны родителей, что, по мнению Ш. Сузуки, усиливает мотивацию малышей к обучению. В-третьих, все педагоги знают, что занятий в классе недостаточно для достижения успеха, поэтому родитель должен знать, какие требования предъявлять ребенку и как с ним работать.

Своеобразие системы дошкольного образования Малайзии определяется не только общим пониманием необходимости раннего обучения детей дошкольного возраста, но и стремлением представить мировой опыт. Так, в университетах Малайзии при подготовке студентов к деятельности педагогов активно изучаются идеи развивающего обучения, понятия зоны ближайшего развития и социальной ситуации развития, представленные в работах Л. С. Выготского. На государственном уровне всячески подчеркивается, что современное общество, опирающееся на новые технологии, предполагает высокий уровень умственного развития его членов. Не случайно в июне 2009 года в Куала-Лумпуре (столице Малайзии) состоялась 14-я международная конференция, посвященная изучению мышления детей и взрослых. В конференции приняли участие многие ведущие психологи и педагоги, идеи которых широко применяются при обучении детей дошкольного возраста в Малайзии: Тони Бузан (основатель технологии картирования интеллектуальных задач), Говард Гарднер (основатель теории множественного интеллекта), Эдвард де Боно (специалист в области творческого мышления) и другие.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.