ISSN 1997-9657
       

Киричек К.А. Формирование представлений о площади у дошкольников

№2 2018 Киричек К.А. Формирование представлений  о площади у дошкольников
Аннотация

Введение. Авторы доказывают необходимость владения педагогами дошкольного образования методикой формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о площади, ее измерении и сравнении площадей предметов. Проведен анализ примерных основных программах дошкольного образования и научно-педагогической литературы, который показал отсутствие методических источников по формированию представлений о площади у дошкольников, поэтому автором статьи предпринята попытка разработать и описать соответствующую методику.

Методы. В разделе описываются четыре этапа ознакомления детей дошкольного возраста с площадью: 1) формирование представления о площади предметов и их сравнении методом наложения; 2) измерение и сравнение площадей фигур с помощью условных мерок; 3) определение зависимости результатов измерения площади от величины мерки; 4) ознакомление с общепринятыми стандартными мерами измерения площади (квадратный сантиметр). На каждом этапе рассмотрены особенности введения нового материала, приведены примеры заданий и упражнений. Описаны условия эффективного формирования представлений о площади предметов у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыты положительные аспекты развития дошкольников при ознакомлении с математическим понятием «площадь».

Выводы. Авторы отмечают, что разработанная методика успешно применяется воспитателями старших и подготовительных к школе групп в детских садах комбинированного вида №№22 и 54 г. Ставрополя. Показано, что выполнение дошкольниками соответствующих тематических заданий и упражнений способствует развитию у них сенсорных способностей, логического мышления, связной речи, внимания, памяти, что благоприятно повлияет на дальнейшее обучение в начальной школе и будет полезно в практической деятельности.

Фрагмент статьи

Введение

Формированию математических представлений детей в ДОО уделяется значительное внимание в силу требований образовательных стандартов о преемственности дошкольного и начального образований (Липенская, Зубова, Кочетова, 2016; Табакаева, 2014), положений Концепции развития математического образования в Российской Федерации, а также возможностей дошкольников усвоить элементарные математические понятия. Однако важно помнить, что обучение математике в детских садах необходимо осуществлять в форме отличной от школьной, так как ведущий вид деятельности дошкольников – игровой.

По мере взросления ребенок учится счетной, вычислительной и измерительной деятельностям, определению величины и формы предметов, пространственно-временной ориентировке, т.е. применению математических знаний для решения практических жизненных задач. Постигая математику через познание окружающего мира, дошкольники развивают предпосылки для успешного освоения универсальных учебных действий (Веракса, 2011) и дальнейшего изучения математики в школе.

Развитие математических представлений дошкольников осуществляется по пяти основным подразделам: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и ориентировка во времени (От рождения до школы, 2016). При изучении подраздела «Величина» дети учатся сравнивать предметы по величине способами приложения и наложения, с помощью условной мерки; развивают глазомер; выкладывают сериационные ряды; делят предметы и геометрические фигуры на равные части; знакомятся с различными линейными параметрами величины предмета, объемом и измерением объема жидких и сыпучих веществ, массой предметов и ее измерением. В некоторых примерных основных программах дошкольного образования, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, 2014), встречаются задачи по формированию представлений о площади и ее измерении. Так, например, в программе «Мир открытий» в содержательном разделе образовательной области Познавательное развитие для подготовительной к школе группе содержится требование: «формировать первичные представления о зависимости результатов измерения площади … от величины мерки и о необходимости единой мерки при сравнении величин» («Мир открытий», с. 260).

А в программе «Разноцветная планета» для детей 5–6 лет – «сравнение объектов по величине (…площади); ознакомление с общепринятыми стандартными мерами (…квадратный сантиметр), …проведение практических работ по измерению и сравнению величин…» («Разноцветная планета», с. 57); для детей 6–8 лет – «закрепление знаний о стандартных мерах (…квадратный сантиметр), проведение практических работ по измерению и сравнению величин с использованием разнообразных измерительных приборов (…бумажный квадратный сантиметр)…» («Разноцветная планета», с. 57).

Список литературы

1. Белкина В.Н., Тимофеева Н.А. Мате­матическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Т.2. – №4. – С. 65–69.
2. Бурдыкина Е.А., Андреева С.С. Педа­гогическое сопровождение детей дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений с учетом профессионального стандарта «Педагог» // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2017. – №6. – С. 148–149.
3. Веракса Н.Е. ФГОС и проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования // Нижегородское образование. – 2011. – №2. – С. 16–20.
4. Исмагулова М.М. Использование инновационных технологий с дошкольниками на занятиях по математике // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 81–88.
5. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // KANT. – 2016. – №1(18). – С. 37–40.
6. Концепция развития математиче­ского образования в Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. №2506-р). [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894 (Дата обращения: 01.05.2016).
7. Липенская И.А., Зубова С.П., Кочето­ва Н.Г. Формирование интеллектуальных умений как основа преемственности дошкольного и начального образования // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – №5. – С. 278–280.
8. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 308 с.
9. Переходенко А.П. Особенности фор­ми­рования элементарных математиче­ских представлений у дошкольников // Ин­новационная деятельность в дошкольном образовании. Материалы IX Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 458–461.
10. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.
11. «Разноцветная планета». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Часть 1. – М.: ЮВЕНТА, 2015. – 252 с.
12. Табакаева И.В. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в условиях реализации Федеральных государственных стандартов // Современный научный вестник. – 2014. – Т.7. – №1. – С. 63–66.
13. Тихонова С.И. Современные подходы к формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений // Новые технологии в образовании. Материалы XXIV международной научно-практической конференции. – М.: Центр научной мысли, 2016. – С. 99–101.
14. Учимся измерять и сравнивать. Рабочая тетрадь. – М.: Росмэн, 2015. – 24 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
16. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

математика, величина, площадь, измерение, дошкольник