ISSN 1997-9657
       

Киселёва М.Г. Особенности детско-родительского взаимодействия матери и младенца с врожденным пороком сердца

№10 2017 Киселёва М.Г. Особенности детско-родительского взаимодействия матери и младенца с врожденным пороком сердца
Аннотация

Врожденный порок сердца – самый распространенный врожденный порок развития, встречается в 8 случаях на 1000 живорожденных детей. Социальная ситуация развития младенцев с врожденным пороком сердца раннего возраста характеризуется изменениями биологического протекания его деятельности, противоречивостью детско-родительского взаимодействия; изменением эскиза будущего у родителей детей, изменением его роли в семейных отношениях. Целью нашего исследования стало изучение особенностей эмоционального взаимодействия матери и ребенка младенческого возраста, имеющего врожденный порок сердца. В исследовании приняли участие 233 диады: дети с врожденным пороком сердца первого года жизни на стадии хирургического лечения и их матери. Нами показано, что детско-родительское эмоциональное взаимодействие между матерью и ребенком с врожденным пороком сердца младенческого возраста имеет ряд особенностей. В клинической группе такие характеристики взаимодействия как: способность воспринимать состояние ребенка, понимание причин состояния ребенка, эмпатия, оказание эмоциональной поддержки, ориентация на состояние ребенка имели статистически значимо более низкие показатели, чем в контрольной группе. Матери детей с врожденным пороком сердца с высоким уровнем депрессивной симптоматики испытывали трудности в понимании причин состояния их ребенка, а также с трудом принимали себя в роли родителя. Матери из клинической группы статистически значимо ниже оценивали своего ребенка как самостоятельного, требовательного, довольного, здорового, ловкого, уравновешенного. Матери детей с врожденным пороком сердца младенческого возраста с выраженной депрессивной симптоматикой описывали своих детей как менее любопытных, довольных, добрых.

Фрагмент статьи

Врожденный порок сердца (ВПС) – самый распространенный врожденный порок развития, встречается в 8 случаях на 1000 живорожденных детей (Eskedal et al., 2005). Еще не так давно сложные врожденные пороки сердца были приговором для малыша, однако развитие медицины позволяет сегодня корректировать большинство из них. Основным способом лечения является кардиохирургическая операция, которая часто проводиться на первом году жизнь (Бокерия, 2011; Hoehn et al., 2004).

Реакция стресса является закономерной реакцией родителей на тяжелое заболевание ребенка, степень его проявления зависит от многих факторов: тяжести заболевания, возраста, предшествующих травм (Coelho et al., 2013; Davis et al., 1998; Wray et al., 2004; Re et al., 2002; Muscara et al., 2015, Bevilacqua et al., 2013). Характер стресса при обнаружении у ребенка врожденного порока сердца имеет ряд особенностей. Так, даже после удачного хирургического лечения врожденного порока сердца, источник стресса (болезнь) не исчезает полностью и требует постоянного наблюдения, вызывая неисчезающую до конца тревогу и страх рецидива – эффект «дамоклова меча» (Drakouli et al., 2015; Menahem et al., 2008, Hearps et al., 2014; Landolt et al., 2014).

Социальная ситуация развития детей с врожденным пороком сердца раннего возраста характеризуется изменениями биологического протекания деятельности, противоречивостью детско-родительского взаимодействия; изменением эскиза будущего у родителей детей с ВПС, изменением роли ребенка с ВПС в семейных отношениях.

Тяжелая болезнь ребенка сказывается и на материнской позиции. Е.И. Захарова, раскрывая содержание родительской позиции, указывает на необходимость реализации предписанных ей функций, к которым в младенчестве относятся: удовлетворение физических потребностей ребенка, потребности в общении и теплом эмоциональном контакте (Захарова, 2008). Важной родительской функцией является осуществление эмоциональной поддержки, любовь и безусловное принятие ребенка, создающие основу психологического благополучия ребенка (Филиппова, 2002).

Список литературы

1. Бокерия Л.А. Сердечно-сосудистая хирургия-2010. Болезни и врожденные аномалии кровообращения / Л.А. Бокерия, Р.Г. Гудкова. – М: НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева, 2011. – 192 с.
2. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. – 1996. – №6.
3. Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции // Культурно-историческая психология. – 2008. – №2. – С. 24–29.
4. Филиппова Г.Г. Психология материн­ства: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии. – 2002 – 240 с.
5. Bevilacqua F, Palatta S, Mirante N, Cuttini M, Seganti G, Dotta A, et al. Birth of a child with congenital heart disease: emotional reactions of mothers and fathers according to time of diagnosis/ J Matern Fetal Neonatal Med. 2013. 26(12):1249.
6. Bowlby J. Grief and mourning in infancy and early childhood // The psychoanalytic study of the child. 1960. Vol. VX. P.3-39.
7. Bowlby J. Maternal care and mental health // World Health Organization monograph. 1951. Serial № 2.
8. Davis C, Brown R, Campbell R. Psychological adaptation and adjustment of mothers of children with congenital heart disease. /Journal of Pediatric psychology. 1998. 23:219-28.
9. Drakouli M, Petsios K, Giannakopoulou M, Patiraki E, Voutoufianaki I, Matziou V. Determinants of quality of life in children and adolescents with CHD: a systematic review. /Cardiol Young.2000. Aug;25(6):1027-36.
10. Eskedal L, Hagemo P, Eskild A, Seiler K S. A population-based study of extra cardiac anomalies in children with congenital cardiac malformations./ Cardiology in yourth. 2005. 14:600-7.
11. Field T, Diego M. Depressed mothers’ infants are less responsive to faces and voices./ Infant behavior and Development.2009. 32(3), 239-244.
12. Hearps SJ, McCarthy MC, Muscara F, Hearps SJC, Burke K, Jones B./ Psychosocial risk in families of infants undergoing surgery for a serious congenital heart disease. Cardiol Young.2014. 24(4):632–9.
13. Hoehn KS, Weronovsky G, Rychik T, Tien ZY, Donoghue D, Alderfer MA, Gaynor JW, Kozak AE, Spray TL, Nelson RM. Parental decision-making in congenital heart disease. /Cardiol Young. 2004. 14:309-314.
14. Landolt MA, Ystrom E, Stene-Larsen K, Holmstrшm H, Vollrath ME. Exploring causal pathways of child behavior and maternal mental health in families with a child with congenital heart disease: a longitudinal study/ Psychol Med. 2014. 44(16):3421–33.
15. Lyons-Ruth K, Wolf R. Depression and the parenting of young children /Harvard Review of Psychiatry. 2000. 8(3), 148-153.
16. Menahem S, Poulakis Z, Prior M. Children subjected to cardiac surgery for congenital heart disease. Part 1 – Emotional and psychological outcomes./ Interact CardioVasc Thorac Surg. 2008. 7:600-604.
17. Murray L, Cooper P. Postpartum depression and child development. New York: The Guiford Press, 1997. pp. 85-110.
18. Muscara F., Woolf C., Burke K., Anderson VA. Early psychological reactions in parents of children with a life threatening illness within a pediatric hospital setting/ Eur Psychiatry.2015. Jul; 30(5):555-61.
19. Re J., Dean S., Lawoko S, Soares J.Distress and hopelessness among parents of children with congenital heart disease, parents of children with other diseases, and parents of healthy children./ J Psychosom Res. 2002.52:193-208.
20. Wray J, Sensky T. Psychological functioning in parents of children undergoing elective cardiac surgery./Cardiol Young. 2004. 14:131-139.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

врожденный порок сердца, детско-родительское взаимодействие, депрессия, тревога, младенческий возраст