В статье представлены результаты исследования, в котором предпринята попытка выявить особенности рисования дошкольников с помощью традиционных (бумага, карандаши, фломастеры и др.) и электронных (планшет) средств. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Для оценки процесса рисования и продуктов изобразительной деятельности дошкольников, выполненных с помощью электронных и традиционных средств, были использованы метод включенного наблюдения и экспертной оценки. Для проведения включенного наблюдения использовалась Методика «Линия горизонта» А.А. Мелик-Пашаева. Для проведения экспертной оценки использовалась 5-балльная шкала, с помощью которой произведения детей оценивались с точки зрения их эстетической привлекательности. В ходе эксперимента оценивалось поведение детей в процессе рисования на бумаге и на планшете и сами рисунки. Был проведен качественный и количественный анализ 26 рисунков детей старшего дошкольного возраста, выполненных с помощью традиционных и электронных средств. Полученные в рамках экспериментального исследования результаты позволили сделать вывод, что при одинаковой заинтересованности детей в рисовании на планшете и на бумаге продолжительность времени рисования, эмоциональная вовлеченность и включенность в процесс выше у детей при рисовании на бумаге. Процесс рисования на бумаге приносит детям большее удовольствие и удовлетворение, чем процесс рисования на планшете. Действия детей в процессе рисования на планшете скорее напоминают экспериментирование, чем изобразительную деятельность. И количественная оценка рисунков по таким показателям, как наличие сюжета, детализованность и композиционная завершенность, и экспертная оценка показали более высокие результаты у рисунков, выполненных на бумаге, чем на планшете.
На сегодняшний день в психолого-педагогической практике продуктивным видам деятельности уделяется большое внимание (Доронова Т.Н., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Лыкова И.А., Павлова О.В., Погодина С.В. и др.). С одной стороны, это связано с неоспоримым признанием их роли в психическом развитии дошкольников, недаром они еще называются «специфически дошкольными видами деятельности» (Выготский Л.С., 1997, Гезелл А., 2007, Зазо Р., 1968, Казакова Т.Г., 1983, Мухина В.С., 1981 и др.). В дошкольном детстве они являются не только формой времяпровождения и работы с ребенком, но, в первую очередь, средством развития. С другой стороны, многие исследования говорят о том, что в жизни современных дошкольников продуктивным видам деятельности отводится все меньше места, что не может не беспокоить. Это связано с разными факторами, с одной стороны, перегруженность детей другим содержанием, зачастую не отвечающим их возрастным потребностям (изучение языков, всевозможные развивающие занятия и др.), с другой, доступность современным детям всевозможных гаджетов, которые, привлекая внимание ребенка красочностью, доступностью, легкостью получения эффекта, лишают возможности заниматься другими видами деятельности (Клопотова Е.Е., Романова Ю.А., 2014; Смирнова Е.О., 2015).
Среди исследований продуктивных видов деятельности наибольшее внимание, наверное, уделено изобразительной деятельности.
Ее значение для развития ребенка сложно переоценить – от развития моторики и восприятия до развития символической функции, способности выражать свое эмоционально-смысловое отношение к действительности и др. Детское рисование привлекает внимание педагогов и психологов очень давно. Первым психологическим исследованием детского рисунка принято считать книгу итальянского искусствоведа Коррадо Риччи «Дети – художники» (1887 г.). С тех пор детскую изобразительную деятельность изучали с разных сторон. Предметом анализа становились возрастные особенности детского рисунка (Ф. Гудинаф, В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, А.А. Смирнов), сам процесс рисования (Е.А. Флерина, Я.А. Башилов, Н.И. Ткаченко, К.М. Лепилов), отражение в рисунке эмоциональных и личностных особенностей ребенка (К. Маховер, Дж. Дилео, Г.Т. Хоментаускас, А.Л. Венгер), проявление одаренности (Б.М. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев и др.).
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
2. Гезелл А. Рисование как показатель развития / Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. – Т.1. – М.: ЧеРо: МПСИ: Изд-во МГУ, 2007. – С. 488–497.
3. Горячев А.В., Островская Е.М. Графический редактор TuxPaint для школьников. Справочник-практикум. – Баласс, 2007. – 80 с.
4. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. – 256 с.
5. Дремова М.С. 100 секретов работы на планшетах Android, о которых должен знать каждый. – М.: Эксмо-Пресс, 2016. – 224 с.
6. Зазо Р. Эволюция графической способности и речи ребенка // Развитие ребенка. –
М.: Просвещение, 1968. – С. 145–153.
7. Зелинский С.Э., Андрейченко А.Н. Компьютер, ноутбук, планшет, смартфон для всех. Самоучитель в вопросах и ответах – М.: Клуб семейного досуга, 2016. – 480 с.
8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. – 112 с.
9. Клопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2014. – №7. – С. 7–14.
10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 160 с.
11. Комарова Т.С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития // Педагогическое образование и наука. – 2014. – №3 – С. 6–14.
12. Мелик-Пашаев А.А. Диагностика намерений // Музыкальное искусство и образование. – 2015. – №3 – С. 44–53.
13. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 159 с.
14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 240 с.
15. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Учебное пособие. – 3-е издание. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
16. Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
17. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23. – №4. – С. 25–35.
18. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: Сфера,
2007. – 256 с.
современный дошкольник, рисование, гаджеты, изобразительная деятельность дошкольников, субкультура современных дошкольников
Ваша корзина пуста