ISSN 1997-9657
       

Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации

№8 2018 Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху  цифровизации
Аннотация

Мир сегодня совсем другой, чем был 10 лет назад. Параметры нового мира определяются четвертой технологической революцией. Но не только. В статье рассмотрены черты будущего, которые определяют ближайшую перспективу (политические прогнозы), среднесрочные прогнозы (технологические) и длительные прогнозы (определяемые изменениями космических масштабов). На каком-то уровне, как правило, на втором и третьем, система образования вообще и система дошкольного образования в частности перестает учитывать происходящие изменения. Аналогично мы подходим и к процессу цифровизации, который планируем на ближайшую перспективу, но не учитываем влияния прогнозов среднесрочной перспективы. Вместе с тем, существуют определенные закономерности и соотношения между различными уровнями прогнозирования, и не учитывать их влияния на систему образования и ее технологические изменения невозможно. В статье делается вывод о важности при разработке образовательной политики учитывать все три уровня прогнозов, иначе есть опасность не обеспечить образование детей, живущих в условиях четвертой технологической революции.

Фрагмент статьи

В последнее десятилетие системы образования разных стран претерпели громадные изменения, вызванные постиндустриальной эпохой и четвертой технологической революцией, в результате которой индустриальный уклад, опирающийся на производящую экономику, сменился на постиндустриальный, опирающийся на экономику знаний. Уже по словосочетанию «экономика знаний» видно, что в новом укладе все, что связано с приобретением, сохранением и передачей новых знаний, чрезвычайно востребовано. Неудивительно, что наибольшим изменениям вследствие этого подверглось образование вообще и воспитание детей младшего возраста в частности. Этому способствовали научные открытия последних лет, связанные с развитием когнитивистики, психологии, экономики и др.

Тема «Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации» в последнее время стала весьма популярной и звучит в той или иной интерпретации на различных форумах. Начало ей было положено на VII конференции ECCE-2018, состоявшейся под эгидой ЮНЕСКО в МГУ (ECCE, 2018). Интерес к теме понятен: она касается основ человеческой жизни. Важность составляющих темы – Будущее. Цифровизация. Образование – очевидна. Однако довольно часто очевидное выглядит сомнительным. Чтобы рассеять сомнения, следует ответить на три ключевых вопроса:

• Что такое будущее?

• Что такое цифровизация?

• Что делать с образованием?

Что такое будущее?

Для нас этот вопрос означает, какой период времени – 10–50, 100, 1000 лет – мы будем рассматривать как основной для оценки необходимых изменений дошкольного образования. Различные прогнозы свидетельствуют, что если речь идет о Вселенной, то мы говорим о тысячах – миллионах лет; если о технологиях – о сотне лет; если о социуме, об обществе – то, как правило, говорим о жизни одного поколения.

На рисунках 1, 3,4 и 5 приведены три уровня прогнозирования. Первый – самый отдаленный – космический; второй, рассчитанный на 100 лет, – технологический; и третий – от 10 до 50 лет – социальный.

Зачем воспитателю прогноз на 1000 или на 100 лет? Только из любопытства. Но... Давайте посмотрим на первый рисунок, который представляет долговременный прогноз, основанный на данных NASA, «Британики» и других источниках о событиях в космосе и на Земле.

Список литературы

1. Домохозяйства мира – 2017. URL: http://www.demoscope.ru/weekly /2018/0771/index.php
2. Ефремова Э. (2017) В новой религии роль Бога отведена искусственному интеллекту. URL: https://www.ridus.ru/news/262303
3. Калверт К. Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600-1900. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 272 с.
4. Курцвейл Р. (2018) Технический директор Google расписал будущее мира: прогноз до 2099 года. URL: https://inforesist.org/texnicheskij-direktor-google-raspisal-budushhee-mira-prognoz-do-2099-goda/
5. Фрейзер К. (2017). Можем ли мы марсифицироваться? URL: https://inosmi.ru/science/20170114/238526901.html
6. Цифровизация. URL: https://en.wikipe-dia.org/wiki/Digitization
7. Computerworld Россия. – 2015. – №20.
8. Demographic trends, technological progress and economic growth in advanced economies. Speech by Lorenzo Bini Smaghi, Member of the Executive Board of the ECB, 66° Congresso Nazionale di Pediatria (66th National Paediatrics Congress), Rome, 22 October 2010
9. Dobbs R, Oppenheim J., Thompson F., Brinkman M., Zornes M. Resource revolution: Meeting the world’s energy, materials, food, and water needs. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability-and-resource-productivity/our-insights/resource-revolution
10. ECCE-2018. URL: https://ecceconference.com/news/2018/sostoyalos-otkrytie-mezhdunarodnoy-konferentsii-esse-2018/
11. McAfee A. Brynjolfsson E. Big Data: The Management Revolution
12. Meyers A. (2018). How Should We Educate Children to Win the Fourth Industrial Revolution?
13. NASA (2018). URL: https://www.nasa.gov/kidsclub/index.html
14. Report Mc Kinsey Global Institute November (2011). Resource Revolution: How to Capture the Biggest Business Opportunity in a Century. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability-and-resource-productivity/our-insights/resource-revolution-how-to-capture-the-biggest-business-opportunity-in-a-century
15. Resource Revolution (2018). How to Capture the Biggest Business Opportunity in a Century. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability-and-resource-productivity/our-insights/resource-revolution-how-to-capture-the-biggest-business-opportunity-in-a-century/
16. Science Education for Responsible Citizenship (2015). URL: https://ec.europa.eu/research/swafs/pdf/pub_science_education/KI-NA-26-893-EN-N.pdf
17. Seven Revolutions (2018). URL: https://www.csis.org/programs/seven-revolutions
18. Smaghi L.B. (2010). Demographic trends, technological progress and economic growth in advanced economies. Speech by Lorenzo Bini Smaghi, Member of the Executive Board of the ECB, 66° Congresso Nazionale di Pediatria (66th National Paediatrics Congress), Rome, 22 October 2010
19. The Performance Management Revolution. URL: https://www.innovationexcellence.com/blog/2018/05/03/how-should-we-educate-children-to-win-the-fourth-industrial-revolution
20. Timeline of the Far Future (2015). URL: https://informationisbeautiful.net/visualizations/
timeline-of-the-far-future/

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

цифровизация, дошкольное образование, технологическая революция, цифровое образование, образовательные парадигмы