ISSN 1997-9657
       

Комарова И.И. Этнокультурное образование детей дошкольного возраста

№2 2021 Комарова И.И.  Этнокультурное образование детей  дошкольного возраста
Аннотация

Предметом данной статьи являются изменения, происходящие в этнопедагогике, как разделе педагогической науки, под влиянием изменений в экономике, управлении, технологиях, философии, науке, образовании и прочее. Этнопедагогика – наука, изучающая сложившийся опыт этнических групп в воспитании и обучении детей. Субъектом этнопедагогики является народ, саморазвитие которого осуществляется путем самоорганизации этноса и организации народного воспитания. Современный мир ставит перед обществом такие вопросы, которые являются объектом этнопедагогики: растущие проблемы мигрантов и их взаимодействия с коренным населением; проблемы ослабления коммуникаций в том виде, в котором они привели к развитию человека, и то, как это должно сказываться на дальнейшем развитии нашего вида; закономерности в развитии мозга и их взаимосвязь с формированием человека и племени; проблемы семьи, которые часто лежат в нашем прошлом, и др. Сформированная структура этнопедагогики, как науки, претерпевает сегодня существенные изменения. Составляющие ее разделы увеличиваются, появляются новые, такие как палеогенетика, палеоантропология, эволюционная психология и многие другие. Современная педагогика нуждается в обновлении этнопедагогического знания. Это важная составляющая часть общей трансформации образования.

Фрагмент статьи

Споры вокруг системы образования с каждым днем становятся все более жаркими, независимо от того, в какой точке земного шара они ведутся. Это споры и о цели образования, и о его сути, и о том, какое сегодня требуется образование (Banks & Park, 2010).

При этом, как неоднократно отмечали в своих исследованиях Всемирный банк
и ОБСЕ, сегодня в мире нет систем образования, которые отвечали бы запросам современного общества.

В сложившихся условиях практически все отрасли педагогической науки подвергаются или подвергнутся изменениям: история педагогики, общая педагогика, включая общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом) и т. п.; возрастная педагогика; профессиональная педагогика; отраслевая педагогика; социальная педагогика; коррекционная педагогика; сравнительная педагогика; частные (предметные) методики, но в первую очередь теория, философия образования / воспитания и этнопедагогика.

Наряду с самыми распространенными теориями, относящимися к раннему детскому образованию и практике ухода за детьми, такими как: поведенческая теория, теория развития, когнитивная теория обучения, конструктивистская теория, критическая теория, социокультурная теория, – появляются новые, такие как информационная теория и др., обогащаются педагогиче­ские и научные методики, управленческие инструменты, словарь.

Предметом данной статьи являются изменения, происходящие в этнопедагогике, как разделе педагогической науки.

Почему именно этнопедагогика, дисциплина, которая касается таких на первый взгляд незыблемых вещей, как народная культура, народное искусство и т.п.?

По определению Википедии, «этнопедагогика – наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов». Существует множество других определений этнопедагогики, что само по себе свидетельствует о том, что эта отрасль науки находится в стадии перемен.

Субъектом этнопедагогики является народ (Станчинский, 1998), саморазвитие которого осуществляется путем самоорганизации этноса и организации народного воспитания.

С того момента, когда были определены предмет и объект науки (Хакимов, 2007), сформировалась ее структура (Нездемковская, 2012), определились подходы, а развитие пошло в двух все более расходящихся направлениях: теория этнопедагогики и образовательная практика.

Научная теория развивалась в направлении культурологическом, тогда как прикладная составляющая осваивала и внедряла в систему образования основные принципы народного искусства, трактовавшиеся как художественные коды, обеспечивающие национальную идентичность (Завьялова, 2002).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Беар Марк Ф., Коннорс Барри У. Нейронауки. Исследования мозга. – М.: Вильямс, 2020. – 418 с.
2. Бергер Дж. Искусство видеть. – М.: Клаудберри, 2012. – 184 с.
3. Бо Лотто. Преломление. Наука видеть иначе. – М.: МИФ, 2020. – 149 с.
4. Горовиц А. Смотреть и видеть. Путеводитель по искусству восприятия. – М.: CORPUS, 2017. – 320 с.
5. Данбар Р. Наука любви и измены. – М.: Синдбад, 2016. – 290 с.
6. Де Вааль Франс. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов. – М.: Альпина-нон-фикшн, 2018. – С. 442.
7. Докинз Р., Тайсон Н.Д. Поэзия науки, 2010. https://www.youtube.com/watch?v=okNd_er2OTM
8. Дробышевский С.В. Антропогенез. – М.: Модерн, 2017. – 168 с.
9. Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть I «Австралопитеки», часть II «Ранние Homo». – М., Чита: Издательство Читинского государственного технического института, 2002. – 174 с.
10. Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть III «Архантропы», часть IV «Гоминиды, переходные от архантропов к палеоантропам». – М.: URSS, 2004. – 344 с.
11. Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть V «Палеоантропы». – М.: КомКнига, 2006. – 264 с.
12. Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть VI «Неоантропы верхнего палеолита (Африка, Ближний Восток, Азия)». – М.: Издательство ЛКИ, 2010. – 392 с.
13. Дробышевский С.В. Происхождение человеческих рас. Австралия и Океания. – М.: URSS, 2014. – 340 с.
14. Дробышевский С.В. Происхождение человеческих рас. Закономерности расообразования. Африка. – М.: URSS, 2014. – 404 с.
15. Дробышевский С.В. Эволюция мозга человека (анализ эндокраниометрических признаков гоминид). – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 176 с.
16. Жуков Д. Биология поведения богов и героев Древней Греции. – СПб.: «Издательство Крига», 2015. – С. 80.
17. Завьялова С.М. Народное искусство как средство воспитания национального самосознания студентов педагогического колледжа. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. – Ростов-на-Дону, 2002. – 214 с.
18. Казинс М. Человек смотрящий. – М.: Азбука, 2018. – 480 с.
19. Калверт К. Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600–1900. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 547 с.
20. Комарова И.И., Третьяков А.Л. Проблема­тика диссертаций по архитектуре // Библиография и книговедение. – 2017. – №3 (410). – С. 76–83.
21. Корбен А. История тишины от эпохи Возрождения до наших дней. – М.: Текст, 2020. – 144 с.
22. Кэмпбэлл Дж. Мифы для жизни. – М.: Питер, 2018. – 330 с.
23. Кэмпбэлл Дж. Сила мифа. – М.: Питер, 2018. – 350 с.
24. Кэмпбэлл Дж. Тысячеликий герой. – М.: Питер, 2018. – 352 с.
25. Левин Уолтер. О физике, искусстве, секретах преподавания и главных загадках Вселенной, 2020. https://www.youtube.com/watch?v=Ps7NQbEHT98
26. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М.: Наука, 1985. – С. 306–328.
27. Ливингстон М. Искусство и восприятие. Биология зрения. – М.: КоЛибри, 2020. – 240 с.
28. Линден Д. Осязание. Чувство, которое делает нас людьми. – М.: Синдбад, 2019. – 310 с.
29. Лобель Т. Теплая чашка в холодный день: Как физические ощущения влияют на наши решения = Sensation The New Science of Physical Intelligence. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 259 с.
30. Нездемковская Г.В. Становление этнопедагогики в России // Психология и педагогика. – 2009. – №5. https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-etnopedagogiki-v-rossii/viewer
31. Нездемковская С.В. Генезис этнопедагогики в России. Диссертация на защиту степени доктора педагогических наук. – М., 2012. – 428 с.
32. Орех Е.А. «Маленькие взрослые»: Изучение фотообразов детей современной российской элиты. http://jourssa.ru/ sites/all/files/volumes/2015_4/Orekh_2015_4.pdf
33. Пастуро М. Синий. История цвета. – М.: НЛО, 2020. – 230 с.
34. Петренко М.А., Безбородова А.Д., Грыз-лова А.М. Этнопедагогика как средство воспитания духовно-нравственной личности // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №7. – С. 24–28.
35. Сапольски Р. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. – М.: Альпина нон-фикшн, 2020. – 766 с.
36. Сапольски Р. Кто мы такие? Гены, наше тело, общество. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018. – 240 с.
37. Станчинский Г.А. Теоретические основы этнической педагогики. Автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук по ВАК РФ 13.00.01. – СПб., 1998. – 394 с.
38. Пэабо С. Неандерталец. В поисках исчезнувшего генома. – М.: АСТ; Corpus, 2018. – 416 с.
39. Уэйд Н. На заре человечества: неизвестная история наших предков. – М.: Альпина-нон-фикшн, 2019. – 540 с.
40. Хадхази А. Каковы пределы человеческого зрения? 2015 // https://www.bbc.com/russian/science/2015/08/150804_vert_fut_limits_of_human_vision
41. Хакимов Э.Р. Этнопедагогика как наука: предмет, функции, основные категории // Психология и педагогика. – 2007. – №9. https://cyberleninka.ru/article/n/etnopedagogika-kak-nauka-predmet-funktsii-osnovnye-kategorii
42. Чангизи М. Революция в зрении. Что, как и почему мы видим на самом деле. – М.: CORPUS, 2015. – 304 с.
43. Эволюционная психология. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эволюционная_психология
44. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: АСТ, 2020.
45. Эпштейн М. Хаптика. Человек осязающий // Эпштейн М.Н. Философия тела / Тульчинский Г.Л. Тело свободы. – СПб.: Алетейя, 2006. – С. 16–38.
46. Banks J. A., & Park C. (2010). Ethnicity and education: The search for explanations. In P. H. Collins & J. Solomos (Eds.), The SAGE handbook of race and ethnic studies (pp. 383-414). London: Sage.
47. Brooks Alison S., Yellen John E., Potts R., Behrensmeyer Anna K., Deino Alan L., Lesli David E. (2018). Long-distance stone transport and pigment use in the earliest Middle Stone Age. 06 Apr 2018: Vol. 360, Issue 6384, pp. 90-94. URL: https://science.sciencemag.org/content/360/6384/90
48. Brunson K., Reich D. (2019). The Promise of Paleogenomics Beyond Our Own Species. Trends in Genetics. VOLUME 35, ISSUE 5, P319-329. MAY 01, 2019. https://www.cell.com/trends/genetics/fulltext/S0168-9525(19)30035-6?_returnURL=https%3A%2F%2Flinkinghub.elsevier.com%2Fretrieve%2Fpii%2FS0168952519300356%3Fshowall%3Dtrue
49. Colombo, M., Santagati, M.G. (2017). School integration as a sociological construct: measuring multi-ethnic classrooms’ integration in Italy. In M. Herold M. R., Contini, (Eds.), Living in two homes. Integration, identity and education of transnational migrants in a globalized world, (pp. 253-292).
50. Curnoe D. (2016). When humans split from the apes. The Conversation. February 22, 2016. https://theconversation.com/when-humans-split-from-the-apes-55104
51. Daley J. (2018). No, Wait, This Is the Real Ava, a Bronze Age Woman From the Scottish Highlands. SMITHSONIANMAG.COM. DECEMBER 4, 2018. URL: https://www.smithsonianmag.com/smart-news/no-wait-real-ava-bronze-age-woman-scottish-highlands-180970950/
52. Deino Alan L., Behrensmeyer Anna K., Brooks Alison S., Yellen John E., Sharp Warren D., Potts Richard (2018). Chronology of the Acheulean to Middle Stone Age transition in eastern Africa. Science 06 Apr 2018: Vol. 360, Issue 6384, pp. 95-98 URL: https://science.sciencemag.org/content/360/6384/95
53. Dronkers, J. (Ed.). (2010). Quality and inequality of education: Cross-national perspectives. Dordrecht: Springer.
54. Dunne Julie (2019). Discovery of prehistoric baby bottles shows infants were fed cow’s milk 5,000 years ago. September 25, 2019. https://theconversation.com/discovery-of-prehistoric-baby-bottles-shows-infants-were-fed-cows-milk-5-000-years-ago-124115
55. Evolution of Human Innovation. URL: https://humanorigins.si.edu/research/east-african-research-projects/evolution-human-innovation
56. Experiences Build Brain Architecture. https://developingchild.harvard.edu/resources/experiences-build-brain-architecture
57. Fleming N. (2019). Unknown human relative discovered in Philippine cave. Nature. 10 APRIL 2019. URL: https://www.nature.com/articles/d41586-019-01152-3
58. Gibbons A. (2009). Ardipithecus ramidus. Science. 18 Dec 2009: Vol. 326, Issue 5960, pp. 1598-1599. URL: https://science.sciencemag.org/content/326/5960/1598.1
59. Gibson M. (1988). Accomodation without Assimilation: Sikh Immigrants in an American High school. New York: Cornell University Press
60. Gordon M.M. (1964). Assimilation in American life: the Role of Race, Religion and National Origins. New York: Oxford University Press.
61. Handwerk B. (2020). In Groundbreaking Find, Three Kinds of Early Humans Unearthed Living Together in South Africa. APRIL 2, 2020. URL: https://www.smithsonianmag.com/science-nature/homo-erectus-australopithecus-saranthropus-south-africa-180974571/.
62. Harmon K. (2009). How Humanlike Was “Ardi”? Scientific American. November 19, 2009. URL: https://www.scientificamerican.com/article/how-humanlike-was-ardi/
63. Jacobs Z. et al. (2019). Fresh clues to the life and times of the Denisovans, a little-known ancient group of humans. The Conversation. January 30, 2019. https://theconversation.com/fresh-clues-to-the-life-and-times-of-the-denisovans-a-little-known-ancient-group-of-humans-110504
64. Mcrae M. (2019). Archaeologists Uncover a Truly Disturbing Story in a 5,000-Year-Old Mass Grave Site. Science Alert. 8 MAY 2019. https://www.sciencealert.com/this-5-000-year-old-grave-site-tells-a-tragic-tale-of-an-extended-family-s-murder
65. Ogliore T. (2020). Newly discovered fossil documents small-scale evolutionary changes in an extinct human species. November 9, 2020. URL: https://source.wustl.edu/2020/11/newly-discovered-fossil-documents-small-scale-evolutionary-changes-in-an-extinct-human-species/
66. Olorgesailie Drilling Project. https://humanorigins.si.edu/research/east-african-research-projects/olorgesailie-drilling-project
67. Potts R., Behrensmeyer Anna K., Faith J. Tyler, Tryon Christian A., Brooks Alison S., Yellen John E. (2018). Environmental dynamics during the onset of the Middle Stone Age in eastern Africa. Science. 06 Apr 2018: Vol. 360, Issue 6384, pp. 86-90.
68. Rasmussen M., Li Y. (2010). Ancient human genome sequence of an extinct Palaeo-Eskimo. Nature. 11 February 2010. URL: https://www.nature.com/articles/nature08835
69. Reed F.A., Tishkoff S.A. (2006). African human diversity, origins and migrations. Current Opinion in Genetics & Development. Volume 16, Issue 6, December 2006, Pages 597-605. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0959437X06002073
70. Santagati, M. (2015). Researching integration in multi-ethnic Italian schools: A sociological review on educational inequalities. Italian Journal of Sociology of Education, 7(3), 294-334.
71. Sawchuk E., Prendengarst M. (2020). Human evolution: 20 years of discoveries. Posted by EarthSky Voices in HUMAN WORLD. January 11, 2020 // https://earthsky.org/human-world/archaeological-discoveries-changing-story-of-human-evolution
72. Seven Revolutions. URL: https://www.csis.org/programs/seven-revolutions)
73. Su, D. F. (2013). The Earliest Hominins: Sahelanthropus, Orrorin, and Ardipithecus. Nature Education Knowledge 4(4):11. https://www.nature.com/scitable/knowledge/library/the-earliest-hominins-sahelanthropus-orrorin-and-ardipithecus-67648286/
74. Teixeira J. (2019). Southeast Asia was crowded with archaic human groups long before we turned up. The Conversation. July 15, 2019. https://theconversation.com/southeast-asia-was-crowded-with-archaic-human-groups-long-before-we-turned-up-119818
75. The Education Gap (or Achievement Gap or Opportunity Gap) and Models of Effective School Reform // URL: https://www.ithaca.edu/wise/achievement_gap/
76. The influence of science on the human story // URL: https://australian.museum/learn/science/human-evolution/the-influence-of-science-on-the-human-story/
77. The scale of the universe mapped to the branches of science and the hierarchy of science // https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/archive/7/75/20200131004742%21The_Scientific_Universe.png
78. van den Bergh G., Brumm A. (2016). A 700,000-year-old fossil find shows the Hobbits’ ancestors were even smaller. The Conversation. June 8, 2016. https://theconversation.com/a-700-000-year-old-fossil-find-shows-the-hobbits-ancestors-were-even-smaller-60192

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

народная педагогика, происхождение человека, теории педагогики, этнопедагогика.